По данным GorodChe, федеральная антимонопольная служба завела дело против крупных металлургических компаний. По мнению ведомства, «Северсталь», ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» установили и поддерживали монопольно высокие цены. Компаниям грозят оборотные штрафы. Цены на горячекатанный прокат росли быстрее стоимости сырья для него. Спрос же, со стороны отечественных потребителей не изменился. Это привело к росту цен свыше, чем на 50 процентов за первое полугодие, отмечается на сайте ФАС.
В апреле у первого вице-премьера Андрея Белоусова состоялось совещание с участием представителей заинтересованных ведомств, где шла речь о ситуации с ценообразованием, в частности, на рынке металлопроката. По его итогам Минпромторгу и Минстрою было поручено представить предложения по мерам реагирования на рост цен.
Андрей Белоусов привлек к решению проблемы вице-премьера Юрия Борисова, отвечающего за промышленность. Минпромторгу и Минстрою совместно с отраслевыми ассоциациями и заинтересованными организациями поручили активизировать работу по консолидации заказов на поставку металлопродукции и заключению прямых долгосрочных договоров, предусматривающих фиксацию цены на металлопродукцию. Информация об этом есть на сайте Кабмина.
На данный момент нет результата, который бы устраивал власть. Металлурги предлагают поддерживать крупные госпроекты дисконтом на сталь. К примеру, для автодороги М-12 Москва — Казань — Екатеринбург и для расширения БАМа и Транссиба. Но такая поддержка невысока. За три квартала цены на прокат сильно выросли. К слову, цена экспорта выросла на 128%. Но внутренние цены на сталь все же подвержены влиянию курса рубля и глобальных цен.
28 апреля 2021 года правительство определило параметры второго этапа расширения Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Паспорт инвестиционного проекта уже утвержден и подписан главой кабмина Михаилом Мишустиным. Согласно проекту, пропускная способность двух магистралей увеличится в 1,5 раза до 180 млн тонн в год. Однако стоимость второго этапа подскочила с 720 до 780 млрд рублей. Возможно, стоимость выросла как раз из-за роста цен на продукцию металлургии.
Из-за этого антимонопольщики завели дело против трех крупных производителей металлопроката: «Северстали», ММК и НЛМК. И больше проблем как раз у «Северстали» и Магнитогорского меткомбината. Ведь доля внутреннего рынка в общем объеме выручки у них значительно выше, чем у НЛМК.
Адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова предполагает, что расследование дела, вероятно, завершится не в пользу компаний:
«В претензиях ФАС есть определенная логика, однако сейчас не лучшая ситуация в экономике и на рынке, которая могла одинаково повлиять на ценообразование товаров в одной отрасли. Даже если компаниям удастся в итоге отбиться от претензий ФАС, перспективы очень сурового оборотного штрафа в размере от 1% до 15% выручки, полученной на рынке, на котором совершено нарушение, уже сейчас могут отрицательно влиять на стоимость компаний на рынке и их взаимоотношения с контрагентами».
15% от выручки металлургов — это порядка 2.5 млрд долларов или 185 млрд рублей. Если эту сумму вычесть из стоимости второго этапа расширения БАМа и Транссиба, то стоимость последнего, к примеру, сократится с 780 до 595 миллиардов рублей. А это уже существенно.
Проблема в том, что подавляющая часть российских металлургических компаний зарегистрирована в офшорах. И они работают на чужую экономику. Именно поэтому так важно наладить урегулирование в ценообразовании в металлургической отрасли и создать здоровые условия для свободного рынка и конкуренции.
Мария Захарова