Принимаю условия соглашения.
gorodvo.ru
Цели и механизм проведения аудиторских проверок Что представляет собой аудит предприятия? Этика аудиторской проверки. Мнение экспертов узнайте в нашей статье

Цели и механизм проведения аудиторских проверок

31 июля 2021, 08:05
Новости партнеров

Что представляет собой аудит предприятия? Этика аудиторской проверки. Мнение экспертов узнайте в нашей статье

С помощью аудита можно проанализировать любую финансово-хозяйственную деятельность бизнеса, при этом выявляются слабые и сильные стороны, на основе которых принимаются необходимые решения, а также предотвращаются взыскания административного характера. Аудит образно сопоставим с реабилитацией во врачебном понимании или прохождением автомобильной диагностики. Опытному руководителю нет необходимости в дополнительном объяснении о важности аудита. Да и он сам редко когда с этим затягивает.

Но, не всегда все получается так просто. Результаты проверки и последующая деятельность предприятия будет зависеть от квалификационной подготовки аудиторов, так как стандарты отрасли оставляю за ними большой выбор решений. Так когда и кого приглашать для выполнения проверки, чтобы услуги аудита сослужили Вашему бизнес-проекту хорошую службу?

Что представляет собой аудит предприятия?

При аудиторской проверке осуществляется проработка всей финансовой сферы, сверка для получения достоверных данных и соответствие законодательному порядку бухгалтерского учета. Посредством аудита можно подтверждать или опровергать какие-либо финансовые аспекты, а также делать верные заключения о получении результатов от хозяйственной деятельности, имуществе и финансовом статусе фирмы, а также, основываясь на полученных данных, принимать те или иные решения.

Главная цель аудита — проверить достоверную отчетность, основным критерием для осуществления которой является независимый статус аудитора. В качестве результата предоставляется, зафиксированное в официальных организациях, компетентное заключение аудитора о достоверности информации финансового характера, включенное в отчетность определенного периода, одним словом — аудиторское заключение.

Но "пользователем не должно пониматься аудиторское заключение в качестве не прекращаемой деятельности аудируемого субъекта в будущем, а также как залог эффективного ведения дел руководствующим звеном". ФСАД (Федеральное правило (стандарт) No1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности"). Подобная трактовка объясняется существованием как объективных, так и субъективных ограничений, оказывающих влияние на возможность и вероятность обнаружения определенных искажений информации о финансах в отчетности:

  • проведение тестирования;
  • применение выборочных методов;
  • несовершенство бухгалтерского учета и внутреннего контроля на аудируемом предприятии;
  • приведение доводов в качестве доказательств.

В задачи аудиторских проверок при сборе исчерпывающей доказательной базы, составляющей основы аудиторских выводов, входит обеспечение твердой уверенности в достоверной отчетности (п. 6-9 ФСАД No1). На аудиторе лежит ответственность за формулировку и высказывание мнения о наличии достоверной отчетности, а менеджмент предприятия должен осуществить все подготовительные мероприятия и представить отчетность.

В обязанности аудитора входит принятие решений о проценте допущения количественных и качественных искажений в отчетности, что-то он сочтет правильным, а что-то — нет. Ему дано право установления определенной планки "существенности в аудите" (ФСАД No4). Если она понижается, то соответственно, повышается риск допущения ошибок в заключении аудиторской проверки.

Принимая во внимание вышеизложенное, у потенциальных клиентов аудиторских компаний возникает логичный вопрос: "Если пропускать ошибки, искажения и неточности в бухгалтерской отчетности в нашей компании, то аудитор будет всегда иметь выбор проверочного способа и установленную градацию существенности?".

Подобный способ восприятия аудиторских проверок не является правильным. Допущение ошибки аудитором можно нивелировать изменением срока проведения, характера и объемов в намеченном проверочном процессе, а также провести дополнительное и расширенное тестирование средств по контролю.

Их применяют или видоизменяют в зависимости от оценки возможных последствий в искажении отчетности аудируемого объекта. Более того, здесь уместно сказать про закон Вильфредо Парето: при двадцати-процентных усилиях можно получить восьмидесяти-процентный результат, тогда как оставшиеся восемьдесят процентов усилий дадут всего двадцать процентов результата. Он наглядно демонстрирует принцип, по которому проводится аудиторская выборка, которая включает более достоверную информацию об определенных активах, доходно-расходной части, обязательствах, состоянии капитала и хозяйственной деятельности.

Данные показатели могут быть завышенными, либо нет. Все будет зависеть от их суммарного объема, с какой периодичностью они повторяются, а также каким образом влияют на деятельность аудируемого предприятия. Вполне вероятно, что аудитором могут быть допущены некоторые ошибки, но которые в процессе формирования выборки не будут входить в состав главной части финансовых показателей и быть основополагающими.

Этика аудиторской проверки.

Вышеуказанные, а также иные нормативы ФСАД показывают, что аудиторские проверки могут осуществляться теми людьми, которые постоянно находятся в процессе своего профессионального развития и совершенства. Данные специалисты обязательно должны иметь определенные документы, подтверждающие их навыки и умения, а это — аттестат от СРО аудиторов.

Согласно "Кодексу профессиональной этики аудиторов" специалист должен соблюдать определенные этические нормы:

  1. Быть честным и открытым, бесхитростно реализуясь в партнерских взаимоотношениях. Таким образом, если вскрываются факты, свидетельствующие о том, что это по большей части ложная информация, либо вгоняющие в заблуждения, постулаты или же выказывание небрежности в подготовке данных, специалист-аудитор имеет право не связываться с подобной отчетностью, документацией или же сообщениями. Но в его компетенцию входит принятие мер по предотвращению подобной связи.
  2. Быть объективным. Это говорит о том, что аудитор не должен вступать в отношения, либо избегать ситуаций, влияющих на его непредвзятое мнение, к примеру, если он невольно начал принимать участие в конфликте других лиц.
  3. Быть тщательным и профессионально компетентным. Специалист должен постоянно развиваться в своей профессии, сохранять опыт и навыки на достаточном уровне, чтобы они соответствовали его практическим достижениям и соотносились с законодательной базой, добросовестно использовать аудиторские стандарты качества при своей деятельности.
  4. Быть конфиденциальным. Информация, которой оперирует аудитор в процессе проверки и общения с клиентом, не должна распространяться (исключение составляют пункты, обозначенные законодательством).
  5. Иметь профессионализм. Данный пункт о том, что аудитор в своей деятельности должен придерживаться основных законодательных постулатов, не делать ничего такого, что не будет соответствовать его профпригодности, либо же опорочить его репутацию, всей фирмы или аудиторского СРО, где он состоит.

К подобным действиям, кроме названных выше критериев неэтичного поведения, может относиться высказанное вслух неблагоприятное мнение о коллегах, либо конкурирующей компании, сравнивание своей деятельности с работой других аудиторских компаний, преувеличение собственных возможностей в целях саморекламы и продвижения.