Принимаю условия соглашения.
Вологодская область
Заразились
44192 +69
Выздоровели
41184 +59
Умерли
961 +3
gorodvo.ru
Вологжане: какие они? Справедливо ли жители других регионов считают вологжан суровыми и жесткими? Как черты характера жителей Вологодского края отражаются в их речи?

Вологжане: какие они? Справедливо ли жители других регионов считают вологжан суровыми и жесткими?

31 августа 2019, 17:05

Вологжане: какие они? Справедливо ли жители других регионов считают вологжан суровыми и жесткими?
Как черты характера жителей Вологодского края отражаются в их речи?

Вологодские филологи Елена Ильина, Светлана Ганичева, Юлия Драчева и Александр Загуменнов — в течение многих лет изучают памятники народной речи: средневековые рукописи, записи диалектных текстов, произведения писателей-вологжан, размышления о Вологде и вологжанах в массовой культуре — и на их основе перечисляют отличительные личностные черты наших земляков.
Одна из основных черт в портрете вологжанина — это надёжность и упорство в достижении цели. Яркое подтверждение тому — поставленный в городе Белозерске мемориальный знак «в память о князьях Белозерских с дружиною», напоминающий о доблести наших земляков, которые одними из первых пришли на зов московского князя, сражались в составе передового полка и все без исключения погибли на Куликовом поле. Эту же черту: непоколебимость, неподкупность, жёсткость в выполнении приказа — в несколько ином виде транслируют «лагерные» литература и фольклор, говоря о «вологодском конвое».
Другая заметная черта вологжан — внешняя суровость, скупость во внешнем проявлении эмоций, немногословность, коммуникативная сдержанность — во многом связана с проживанием в суровом климате, в достаточно сложных социально-экономических условиях, при относительно невысокой плотности населения. Как эта суровость проявляется в речевой культуре? Например, в повести В.И. Белова «Привычное дело» бабка Евстолья, устав от воспитания оравы ребятишек, в отчаянии произносит слова, немыслимые в речи родного человека: «Ой, беда, однако! — Евстолья по очереди вытирала им холодные, мокрые носы. — Хоть бы один умер, дак ведь нет, не умрет ни которой». Но та же бабка Евстолья жалеет и ласкает своих внуков, с горечью рассказывая об их непростой судьбе: «Больно девку-то жаль, красное солнышко <…> хоть и невелика должность в няньках жить, а все-таки забота, и в магазин ходит, и стирает, и посуду моет, больно уж она у нас совестливая».
Третья отличительная черта вологжан — это осознание своей «не-столичности», провинциальности — во всех смыслах этого слова. Известный языковед Сергей Смольников, анализируя сочетаемость слова «вологодский» в Национальном корпусе русского языка, пришёл к выводу о том, что значение этого слова эволюционирует от обычного указания на территорию (Вологодская область) к качественному обозначению, с одной стороны, чего-либо дремучего, глухого, далёкого от цивилизации, несовременного («приехал из своей вологодской глухомани», «влюбилась в вологодского поэтишку»), а с другой, девственно-чистого, не испорченного цивилизацией («Ах, какая девочка была, провинциалочка из вологодских лесов, нежная, трепетная»). Доброе имя многих товаров местного изготовления: вологодское масло, вологодский лён, вологодское кружево — дает возможность вологжанам гордиться результатами своего труда, осознавать свою провинциальность с достоинством. Не случайно учёные, исследующие феномен региональной идентичности, относят Вологду к числу территорий, для которых характерны «сильное чувство ощущения своей уникальности и наличие стратегий ее презентации». «Мы, вологжане, отлично понимаем, что мы другие. И вологжанин с этим пониманием нормально живет», — говорит Елена Ильина, завершая описание речевого портрета жителей Вологодского края
Екатерина Васильева