Ненужные богатства?
Информацию том, что в Вологодской области одни из самых значительных в стране залежей торфа, сегодня встретишь не часто. Между тем на территории региона имеется больше двух тысяч торфяных месторождений общей площадью до 1,4 млн гектаров и ресурсами торфа свыше 5,5 млрд тонн. Как говорит геолог Валерий Чернышов, Вологодчину в свое время даже называли торфяным Эльдорадо.
Но своим богатством Вологодская область в настоящее время практически не пользуется. При том, что из 5,5 млрд тонн ресурсов разведано и подготовлено для разработки 2,8 млрд тонн. Цифры космические.
— В Вологодской области огромные запасы торфа. Область находится на первом месте по его запасам на Северо-Западе (49% от всех запасов округа), а по добыче и использованию — на одном из последних мест, — говорит Валерий Чернышов. — Торф практически не используется для нужд региона: для производства электроэнергии и тепла, а также в сельском хозяйстве. Сейчас у нас добывается не больше 20 тысяч тонн торфа в год. Для сравнения — в советские годы ежегодная добыча торфа достигала 3 млн тонн.
По словам геолога, в настоящее время площади осушенных и подготовленных к эксплуатации в советский период торфоболот достигают 92 тыс. га. Отработанные ранее участки, но имеющие остатки торфа, очень опасны в пожарном отношении. Поэтому в начале 2000-х годов часть крупных месторождений в шести районах — Гаврильцевское в Вологодском, Уломское в Череповецком, Орельское в Устюженском и другие — были повторно обводнены.
Торф и ныне там
Уже в начале 2010-ых годов у областных властей было намерение активизировать работу по использованию ценного сырья. Тогда прошли совещания работников торфяной отрасли области с участием представителей региональных и местных органов власти. Предложено было подготовить региональную программу восстановления торфяной отрасли с учетом государственной поддержки производства торфяной продукции; замены энергетическим торфом (до 15–17%) газа и углей; увеличения переработки торфа, использования торфа в природоохранных мероприятиях, благоустройстве территорий, повышении плодородия земель. И даже разработать областной закон о торфе, предусматривающий решение вопроса по статусу торфяников. Но в итоге ничем значительным то намерение так и не закончилось.
Что касается причин столь пренебрежительного отношения к своим природным богатствам, то основных несколько. Во-первых, процесс освоения торфяных месторождений, добычи и переработки торфа затратен. Во-вторых, с активным процессом газификации торф потерял свою значимость в качестве топлива. Сейчас оно в основном используется как удобрение в сельском хозяйстве.
Зачем торф нужен?
При этом потенциал у ресурса просто огромный. Сырье, в частности, можно использовать как топливо для электростанций, промышленными предприятиями, а также в жилищно-коммунальном хозяйстве. Торф применяется в сельском хозяйстве в качестве удобрения, подстилочного сырья, в виде субстрата для грунта в парниках и теплицах. Также он незаменим при ликвидации различных экологических аварий и загрязнений.
— Сравнение торфа с другими видами топлива свидетельствует об экономической выгоде его использования, — говорит Валерий Чернышов. — Если принять цену тонны торфа за 100%, то для северных и западных районов России стоимость такого же количества кузнецкого угля составит более 190%, воркутинского — 120–160%, топочного мазута — 250%. Тонна условного топлива в торфяном эквиваленте почти в пять раз дешевле тонны условного топлива в угольном эквиваленте!
Если в Вологодской области торф, что называется, лежит мертвым грузом, то, к примеру, в Кировской богатствами Земли пользуются. Добыча торфа доходит до 450 тысяч тонн ежегодно. Активно использует торф в качестве топлива в Европе.
Научится ли Вологодская область по-хозяйски распоряжаться всеми своими природными богатствами или будет продолжать эксплуатировать лишь лесные, — вопрос, скорей всего, пока без ответа.
Татьяна Почтеннова