Преданья старины глубокой: Какие камни на Вологодчине имеют сакральное значение?

Интерес к изучению народных верований в последнее время усиливается

В Вологодской области примечательных валунов немало. Появились эти камни в результате таяния ледников, с течением времени и в силу разных причин приобрели сакральное значение, стали для людей объектами почитания и культа. О некоторых почитаемых камнях рассказал известный вологодский краевед Александр Кузнецов.

История про Каменную Бабу

Недалеко от Кадникова есть Лисьи горки — длинная песчаная гряда, наследство как раз одного из ледниковых периодов, когда мощные потоки талых вод формировали новый рельеф. На одном конце Лисьих горок высится архитектурный ансамбль Ильинского погоста, с интересным храмом XVII века, колокольней восемнадцатого столетия и каменной церковной оградой, а у другого конца песчаной гряды можно найти знаменитую Каменную Бабу, у которой имеется «значительное шарообразное возвышение, посредине которого находится естественное изображение человеческого пупа».
 — В языческие времена Каменная Баба была идолом для местного населения, но с приходом христианства это «поганое капище» разорили, а сам камень сбросили с вершины горы к её подножию. Впрочем, вплоть до начала ХХ века местные жители посещали Каменную Бабу с магическими целями. Особенно она привлекала женщин, у которых были сложности с деторождением. Считалось, что если сесть на «живот» Каменной Бабы и произнести заговор, то такая женщина обязательно забеременеет и родит здорового ребёнка, — рассказывает краевед.

Чем чёрт не шутит

Интересный камень можно отыскать и в западной части Тарногского района. Он лежит на крутом берегу реки Уфтюги, при впадении в неё речки Чертовицы, поэтому в старину его именовали Чёртов камень. На поверхности валуна имеется схематичное изображение личины чёрта, с двумя раскосыми глазами и длинным носом.
 — Пока неясно, что это — случайные сколы породы на камне или искусственно высеченное изображение?  — замечает Александр Кузнецов.- По представлениям русских людей черти — это бывшие ангелы, которые устали славить бога, за что и были им наказаны — сброшены с неба. Кто-то из них упал в воду, кто-то — в лес, кто-то — в поле. Некоторые из чертей падали на землю уже в виде камней с особыми приметами — личинами, отпечатками стоп или ладоней.


Чёртов камень у деревни Слудка в Верховье Тарногского района как раз и относится к этому типу почитаемых объектов культа. Даже в наши дни в углублении на поверхности камня люди оставляют монеты, конфеты, кусочки хлеба, а это значит, что вера в древних божеств сохраняется где-то в подсознании людей до сих пор.

Бог след оставил

Много на Русском Севере и так называемых камней-следовиков, на поверхности которых видны углубления естественного или искусственного происхождения в форме кистей рук, стоп ног и иных частей тела. Народная молва гласит, что оставили эти следы бог, или богородица, или святые.
Широко известный следовик находится на вершине горы Маура в Кирилловском районе. Предание связывает его с именем то ли основателя местного монастыря, преподобного Кирилла, жившего на рубеже XIV — XV веков, то ли богородицы. На камне виден довольно условный отпечаток ноги, или даже несколько следов. До сих пор бытует мнение, что если встать своими босыми ногами на отпечатки и загадать желание, то оно сбудется. Известны также и другие ритуалы у камней-следовиков: сбор дождевой воды из углублений и умывание ею; смачивание в этой воде полотенец и утирание ими; употребление воды внутрь с целью лечения различных болезней.
Из камней-писанцев на Вологодчине стоит отметить Писаный камень в 4-х км к юго-востоку от села Верховажье. Его грани явно обработаны, выровнены, а на них можно видеть многочисленные рисунки и надписи. Среди петроглифов есть похожие на восходящее солнце, заштрихованные треугольники, кресты, деревья. Надписи в основном представлены датами, именами и фамилиями XIX — XX веков. Существует также легенда, что раньше камень стоял вертикально, но местные жители подкопали его в поисках клада и он упал на бок в вырытую яму. Как и в случае со следовиками, писанцы брали на себя роль проводников-посредников между людьми и божествами. Нанося рисунки и надписи на поверхность камня, местные жители общались таким образом с божественной силой.
Вот такие легенды про почитаемые камни живут в народе.
Татьяна Почтеннова
Фотографии из личного архива А.В. Кузнецова

Загрузить ещё