Откуда куклы берутся: Вологодский мастер-кукольник поведала секреты изготовления прекрасных созданий

Прекрасное кукольное личико скрывает порой немало тайн

Кто-то в куклы играет, кто-то их коллекционирует, а кто-то как, например, жительница Вологды Ирина Королёва, их делает. Изготовлением кукол вологжанка увлеклась 13 лет назад. За это время в ее мастерской на свет появилось около 100 прекрасных созданий.

— Ирина, откуда истоки вашего увлечения? Наверное, в детстве очень любили играть в куклы?
 — Нет, играть с куклами я не любила, мне больше нравилось что-то для них делать, например, шить одежду, делать мебель. Но у меня в родне очень много творческих и талантливых личностей, которые именно своими руками много что умеют делать. Наверное, и мне этот ген творчества передался по наследству. Я всегда что-то вязала, шила, вышивала. Но увлечение куклами пришло гораздо позднее.

Лет 13 назад дочь показала мне в одном журнале фотографии кукол из фарфора, изготовленных ее преподавателем из художественной школы Ольгой Александровной Бакановой. Мне эти работы так понравились, что возникло желание научиться создавать такую красоту. Тем более дети выросли, появилось время, которое хотелось посвятить себе. Стала изучать вопрос, из чего и как кукол делают, в итоге решила остановиться на запекаемом пластике. Полгода по книгам постигала тонкости процесса, сделала несколько куколок, поняла, что без учителя не обойтись. Поехала в Москву, нашла там мастера, который меня и научил азам. С тех пор и творю.

— Что самое сложное в процессе создания куклы?
 — Создать костюм. Сложно «поймать» размер куклы и узор на ткани, из которой ее костюм делается. Они должны соответствовать. Узорчики должны быть мелкие. Моих первых кукол не взяли в кукольную галерею «Вахтановъ» Ирины Мызиной именно из-за этих ошибок. Потом я над костюмами поработала, и мои куклы стали и в галерее выставляться, и по России с выставками путешествовать. Некоторые из них даже в Чехии побывали.

У начинающих кукольников сложности могут возникнуть с правильным построением лица, тела, рук, ног. Кукольник как скульптор должен знать анатомию тела человека, пропорции. Ведь куклы — это маленькие человечки. Поэтому и важно учиться основам лепки лица, рук, кистей, пальчиков и так далее у мастера. Самому и по книгам этими тонкостями не овладеть. А развиваться в этом деле можно и самостоятельно, как говорится, совершенству нет предела.


— Сколько времени уходит у вас сейчас на создание куклы?
 — Если не отвлекаться, то, как правило, две недели. Какие-то куклы требуют и больше времени. На одну из моих последних работ — Деда Мороза — ушло, например, больше месяца.
— Передается ли характер или настроение мастера куклам?
 — Не знаю, передается или нет. У меня есть куклы и грустные, и веселые. Единственное, могу сказать, что у некоторых кукол есть свой характер. После того как я им глаза расписала, в них как будто бы душа вселяется. Они начинают мне диктовать, какими им в итоге быть. К примеру, у меня в голове сложился образ, я все для него подобрала. Начинаю переносить на куклу, а она ни в какую не хочет. Цвет волос не подходит, костюм тоже не тот. В итоге, получается совсем не то, что изначально задумывалось. А есть куклы покладистые, что придумала, то и получается.

- Что дает вам это увлечение? Почему вы этим занимаетесь? 

Когда погружаешься в творческий процесс, то все проблемы отходят на второй план. Забываешь о плохом настроении и каких-то переживаниях. Я, кстати, всем женщинам посоветовала бы заниматься рукоделием. Ведь это отличный способ избавиться от депрессии и уныния. 

Татьяна Почтеннова
Фото из личного архива И.Королёвой

Загрузить ещё