Загадки прошлого: Проживал ли на Вологодчине таинственный народ чудь, и куда он исчез?

Ответы на вопросы об аборигенах Древней Руси можно найти сейчас только в преданиях.

Аборигены Древней Руси

Преданий о таинственном народе чудь, проживавшем в стародавние времена на территории, которая сейчас называется Русским Севером, существует великое множество. Что из них правда, а что вымысел? — тайна, покрытая временем. Но вот на вопрос, действительно ли проживали эти племена на территории Вологодской области, многие краеведы ответят утвердительно.

 — То, что на Вологодчине вдоль реки Сухоны и ее притоков до прихода русских людей, нового этноса славян, обитали финские народы чудь заволочская и чудь белоглазая подтверждается, в частности, наличием большого числа топонимических памятников с финно-угорскими корнями, — рассказывает известный вологодский краевед Александр Кузнецов. — Например, в Тотемском районе неподалеку от деревни Нефедихи в Великодворье есть Чудское поле. Приток Сухоны на востоке Тотемского района — река Чудка.

Таких топонимов сохранилось немало. А еще на память о чуди осталась фамилия Чудинов и большое число народных преданий.

Почему чудь белоглазая?

Во многих сюжетах про таинственный народ при описании внешности его представителя часто встречается слово «белоглаз».

 — Слово для внешней характеристики представителя чудского народа подобрано очень точно, — отмечает Александр Кузнецов. — По мнению учёных-антропологов, чудь была типичным представителем северной ветви европеоидной расы. Чудины имели светлые волосы и брови, светло-серую пигментацию радужной оболочки глаз и белую кожу.
Интересно, что в бывшем Тотемском уезде ещё чуть больше ста лет назад целые семейства вели свои родословия «от чуди».

Так, в Озёрках и Шевденицах (гнёзда деревень в современном Тарногском районе) крестьяне Чичерины, Сипины и Щекины считали себя потомками «чуди белоглазой».

Как говорит краевед, многие предания о чуди отражают всю сложность взаимоотношений и противоборства русского населения с финно-угорскими аборигенами.

 — Краевед Едемский записал ряд сюжетов, связанных с противостоянием руси и чуди. Вот один из них. «На правобережье реки Кокшеньги, при впадении в неё речки Ивас, есть следы земляного городища. Вплоть до начала ХХ века здесь стояла деревянная Никольская церковь. По преданию, на Ивасском городище жила когда-то чудь, которая «палила из луков» по снопам конопли, расставленным русскими крестьянами, приняв эти снопы за подкрадывающихся врагов», — рассказывает Александр Кузнецов.

Странный народ

Много в народных преданиях говорится и о странностях чудского народа. К примеру, многие их селения находилось под землей. Жители рыли глубокие шахты и ходы между ними, строили в своих подземных катакомбах печи. Эти жилища были надежно скрыты от посторонних глаз, над поверхностью земли торчали лишь трубы в виде пустотелых сосновых пней, прикрытые сверху на день комками мха. Печи у чудинов топились только по ночам, чтобы русские не смогли найти эти удивительные шахто-печи даже по столбам дыма.

Но самый распространённое на Русском Севере предание о чуди связано с тем, что этот народ сам себя заживо хоронил.

 — В 1999 году в тотемской газете были опубликованы воспоминания местного
жителя Б.В. Опалихина, который рассказывал, что «в деревне на Пихтяне жил
какой-то непонятный народ, который сам себя заживо хоронил. Вырывали ямы,
ставили по углам столбы, на столбы — настил, а на него наваливали землю. Вся
семья спускалась в яму, подрубали столбы и всех придавливало», -

рассказывает Александр Кузнецов.

В начале прошлого века краевед М.Б. Едемский в журнале «Живая старина» опубликовал рассказ одного из своих информаторов, где также присутствует история подобного захоронения и раскрывается причина: «…креститься, вишь, не захотела: наши-те заставляли, дак она задумала лучше погибнуть, а не крестилась. Сробили, значит, эта чудь-та, такую крышу из тёсу на четырёх столбах, земли сверху наносили, собрались все под эту крышу, да столбы-те взяли и подсекли, тут всех их и задавило. Да боялись они крещенья-то. Им говорили, что это — вот что: отрубят сначала руку, ну хоть правую, а потом ногу — левую, а тут, значит — другую руку и другую ногу, вот он крест-от какой выходил! Тут поневоле забоишься!»

Впрочем, предания о чуди, похороненной в землю, как замечает Александр Кузнецов, не являются уж чем-то совсем «сказочным». Распространены они на всех просторах Русского Севера, а в ряде случаев находят подтверждение в материалах археологических раскопок. В целом ряде мест Вологодской и Архангельской областей были обнаружены останки странных погребальных сооружений чуди заволочской в виде макетов рубленых деревянных домиков, перекрытых кусками дерновины, и с торчащими из-под земли полыми деревянными стволами-трубами. Столь необычный способ захоронений у финно-угорских аборигенов и породил позднее у русских переселенцев предания о чудских подземельях

Что с чудью белоглазой стало?

Версий, что стало с загадочным народом, существует тоже немало. Многие старожилы утверждали, что «жители чудских селений не захотели креститься, не стали принимать православие, а снялись с насиженных мест на берегу большой реки и ушли подальше в глухие леса»…

Татьяна Почтеннова

На старинной фотографии — кладбище на Русском Севере, где как раз видны необычные надмогильные сооружения, которые связывали с чудью. Фото из личного архива А.В. Кузнецова.

Загрузить ещё