Принимаю условия соглашения.
gorodvo.ru
Известный экскурсовод рассказал, как в Вологде обстоят дела с сохранением духа старинного города То, ради чего многие туристы отправляется в Вологду, увы, постепенно утрачивается

Известный экскурсовод рассказал, как в Вологде обстоят дела с сохранением духа старинного города

11 марта 2022, 16:57
Известный экскурсовод рассказал, как в Вологде обстоят дела с сохранением духа старинного города
Фото: из личного архива. А.И.Сазонова
То, ради чего многие туристы отправляется в Вологду, увы, постепенно утрачивается

О том, как в целом обстоят дела в Вологде с сохранением аутентичности старых построек, и какие отреставрированные здания можно считать удачными в этом плане, нашему корреспонденту рассказал экскурсовод Александр Сазонов.


— Александр Иринеевич, как с деревянным архитектурным наследием в областной столице обращаются?
— К сожалению, здесь мало, что меняется. У областных и городских властей нет средств на реставрацию памятников деревянной архитектуры, а инвесторы, которые приобретают старые здания, за редким исключением не думают о том, чтобы сохранить зданию соответствующий исторический дух. Можно сказать, что Вологде с одной стороны повезло и не повезло, что она деревянная была. Была бы каменная, может дерево больше бы ценилось и памятников деревянного зодчества в итоге больше бы сохранилось.
- Какие отреставрированные дома вы бы назвали удачными с точки зрения сохранения исторического духа, а какие неудачными?
 — Хорошо по отношению к старине проявляют себя Герман Якимов, Виктор Чучин, Семен Яковлев. Они приобретают старые дома, которые после реставрации не теряют своей аутентичности. В Устье-Кубенском молодой архитектор Иван Магарев восстанавливает напоминающий замок Дом купца Никуличева. Кстати, молодежь сейчас начинает мыслить правильно, по-другому уже относится к наследию прошлого. Большинство представителей старшего поколения, наверное, уже не перевоспитать.

Что касается неудачных с точки зрения сохранения аутентичности примеров, то их, к сожалению, больше. Пожалуй, один из ярких образцов здесь так называемый Дом кружевниц на Благовещенской, 20. Целая история была с его реставрацией, менялись подрядчики, архитекторы, в итоге дом после реставрации я не узнаю. Соседний с ним под номером 22 хочется подойти и потрогать руками, потому что он руками сделан, а дом №20 превратили в увеличенный туристический сувенир. Он совершенно потерял свою аутентичность. Отреставрированное здание новеньким с иголочки быть не должно, патина времени должна оставаться. Тем эти старые постройки и ценны. Когда они выглядят новоделом, то вся аура теряется.

Где-то, как на Чернышевского, 37 реставрационные работы затягиваются, где-то, как Октябрьской, 11, многое делается не по проекту. Где-то, как на Мальцева,3 грубо нарушаются охраняемые элементы. При этом что удивительно, комитет по охране объектов культурного наследия не добивается восстановления утраченных элементов в их первоначальном виде.

Что-то еще радует вас как человека, который знакомит туристов с городом?

 — Новостройки. Их немного, но они есть. Например, дом на Мальцева, 48. Он чуть не в 20 раз моложе своего визави — дома на Мальцева, 31, но соразмерен ему по высоте, второй этаж обит чем-то, напоминающим дерево, а три фронтона — в центре и по краям — перекликаются с фронтоном старинного купеческого особняка с современными ему липами, взятыми на учет местными ботаниками как одни из самых старых в городе. Архитектор, проектировавший пристройку к дому № 97 на пр. Победы, не только продолжил традицию скругления углов, которая в городе началась в 18 веке со здания, в котором сейчас размещается филармония, но, на мой взгляд, при разработке проекта думал о доме, где жил К.Н. Батюшков.

Кстати, туристы как положительный момент отмечают, отсутствие в исторической части Вологды высотной застройки. Когда высота новостроек в центре не превышает традиционные для деревянной Вологды два этажа, а зодчий думает и о своем вкладе в архитектуру города, получаются удачные примеры. Мне нравится дом на Лермонтова, 31 и дом на Советском проспекте, 76. Может быть, этот стиль назовут постмодерном.

Кто-то наверняка приведет и другие удачные примеры современных зданий, но, согласитесь, они теряются в общей массе безликих или даже диссонирующих со старой архитектурой построек.

Татьяна Почтеннова
Фотографии из личного архива А.И. Сазонова