Вологодский психолог объяснил, чем сегодняшний буллинг в школе отличается от вчерашнего

Если раньше смеялись над очкариками, худыми или полными, то сейчас поводы для травли совсем другие

Как рассказывает психолог из Вологды Игорь Заика, в том или ином виде буллинг в вологодских школах присутствует. При этом за последние годы это явление сильно изменилось. Если раньше можно было выделить признаки, способные послужить причиной агрессивного преследования (лишний вес, излишняя худоба, очки, что-то связанное с запахами или с неряшливым внешним видом), то сейчас психологи не могут выделить какие-то конкретные группы риска, которые классифицируются, как часто подвергаемые буллингу. Жертвами травли могут быть и отличники, и двоечники, и люди с крутыми гаджетами и те, у кого их нет, и высокие, и низкие, в очках и без них.

Наиболее распространенных сценариев травли в школе сегодня три.

- Первый самый очевидный, это когда ребенка обижают, обзывают, портят его вещи, оказывают на него воздействие, в том числе и физическое. Второй сценарий - это изолирование объекта травли или некое его игнорирование коллективом. Ребенка несколько дистанцируют от коллектива, его специально не зовут на какие-то мероприятия, на которых, кстати сказать, он и сам не всегда хочет присутствовать. Третий сценарий – это кибербуллинг, то есть травля в социальных сетях, виртуальном пространстве, - рассказывает психолог.

Как говорит Игорь Заика, в ситуации травли ребенку, которого обижают, не надо делать вид, что это нормально, что эти действия его веселят. Не стоит ждать, что это явление пройдет само. Не стоит умолять о пощаде, не надо стараться выполнить требования абьюзеров. Не стоит проявлять в ответ агрессию особенно излишнюю. Что стоит знать и понимать так это то, что рядом есть люди, к которым всегда можно обратиться за помощью. Это прежде всего родители, затем значимые взрослые, которые находятся рядом с ребенком – учителя, тренеры.

- Стоит овладеть навыками саморегуляции, чтобы вести себя с абьюзером правильно, - советует психолог. -  То есть не выходить на эмоции, а реагировать на попытки буллинга или даже на само явление буллинга таким образом, чтобы его не усугублять, а наоборот снижать. Снижать за счет спокойного уверенного поведения, за счет понимания того, что буллинг не имеет за собой прямых предпосылок и зачастую носит характер  непредсказуемости, стихийности. Цель буллинга, по большому счету, это вывод на эмоции, то есть смешное поведение жертвы.

Последствия буллинга для всех участников этого явления, а не только жертвы негативные. Абьюзеры не застрахованы от проблем психологического характера. Плюс некоторые действия могут расцениваться, как нарушение действующего законодательства, соответственно могут повлечь за собой правовые последствия юридического характера. Группа людей, которая на первый взгляд не участвует напрямую в этом явлении, а находится в роли наблюдателей, тоже получает негативные последствия.

- Могут начаться проблемы психологического характера. Видя, что творится несправедливость, они никаких действий зачастую не предпринимают из-за страха оказаться на месте жертвы. Все это влияет на самооценку, - говорит психолог.

Как остановить травлю ребенка в школе? По мнению эксперта, одними нормативными документами здесь не обойтись. Необходим комплекс мер, в котором были бы задействованы и родительское сообщество, и учебные заведения, и, конечно, сами дети. В числе конкретных мер - различные просветительские мероприятия, которые бы раскрывали представление об данном явлении. Важны и реальные действия – тренинги, игровые занятия, направленные на сплочение коллектива.

- Упражнения должны подбираться таким образом, чтобы можно было выделить и подчеркнуть роль каждого участника, чтобы можно было проявить не только скорость силу, ловкость, смекалку, но и умение сложно мыслить или мыслить творчески. Это необходимо для того, чтобы подчеркнуть важность и значимость выполнения общего дела каждым из участников, - говорит психолог.

Татьяна Почтеннова

Загрузить ещё