Вологодская вышивальщица рассказала, много ли времени надо, чтобы научить женщину вышивке

Для некоторых мастериц это как в вузе отучиться

В прошлом году мастеру народных художественных промыслов из Вологды Дине Теленковой довелось поучаствовать в уникальном проекте по созданию грандиозного панно «Вышитая карта России». А как вообще обстоят дела с вышиванием на Вологодчине? Много ли сегодня желающих овладеть этим навыком? Об этом наш корреспондент поинтересовался у вышивальщицы.

- Дина Николаевна, как давно вы вышиванием занимаетесь?

- Эта история началась, когда мне восемь лет было. Как-то лежала в больнице, и медсестры, чтобы я не скучала, подарили канву с вышивкой. Потом дома иногда стала вышивать по книжкам. К народной вышивке пришла позже, лет в 18, когда стала заниматься в Школе традиционной народной культуры и узнала про студию «Вологодские росписи» при Вологодском краеведческом музее. Несколько лет проучилась в этой студии, освоила все техники, начиная от самых простых счетных, заканчивая сложными строчевыми. Сейчас в этой студии сама преподаю вышивку.  

- Народная вышивка сегодня рассвет или закат переживает? Как с этим народным художественным промыслом дела в регионе обстоят?

 - Не знаю даже, как и ответить на этот вопрос… Как вышивка может переживать закат? Меняются техники, но страсть к рукоделию у женщин живёт в крови. Конечно, сейчас гаджеты отнимают практически все свободное время у женщин, но вышивка не сдаётся. Радует, что много женщин, как раньше любили, так и сегодня любят вышивать. Единственное, что мало, к сожалению, тех, кто занимаются традиционной народной вышивкой.

- Сложно овладеть этим навыком?

- За один год с ученицами проходим одну технику: роспись, набор, тамбур. Потом переходим на более сложные виды «по запросам»: орнаментальное шитье, «вологодское стекло» и другие. Точных копий узоров не делаем. Адаптируем старинные вышивки к нынешнему дню. Мои ученицы вышивают панно, украшают элементами традиционной вышивки сумочки, платья, пиджаки. Схемы снимаем со старинных образцов: сверху кладется калька и перерисовывается узор, либо сам считаешь по клеточкам и рисуешь схему. Практические занятия проходят один раз в неделю по три часа плюс изучение музейных фондов.

 

- А много времени надо, чтобы из ученика превратиться в мастера?

- Это достаточно долгий путь, это почти как институт закончить.  Я начала заниматься в 1999 году, а защитила мастера народных художественных промыслов в 2006-м. Надо ведь не только владеть техниками в совершенстве, но и традиции знать. Надо ездить в экспедиции, изучать музейные фонды, много читать.  Ведь народная вышивка – особое явление художественной культуры, это своего рода система письма.

- Наблюдается ли сегодня интерес у молодежи к занятию народными художественными промыслами? 

- К сожалению, нет такого интереса. Обществом это не востребовано и денег не приносит. Приносит только радость и самореализацию как творца. Я не знаю, что надо сделать, чтобы интерес у молодежи появился, чтобы не угасал народный промысел, а развивался. Думаю, все начинается с детства. Надо детей воспитывать в любви к ручному труду.

- С чем связана ваша мечта?
- Мечта - вышить много красивых вещей, научить многих женщин вышивке. И чтобы на все это времени всегда было достаточно.

Татьяна Почтеннова

Фото из личного архива Д.Н. Теленковой