В 2025 году Вологодчина отметит 100-летие космонавта Павла Беляева

Фото из фондов Вологодского музея-заповедника
Что хорошо бы успеть сделать к столетию единственного космонавта – уроженца Вологодчины?

Имя летчика-космонавта Павла Беляева вологжанам хорошо известно. В честь его в Вологде названы одна из улиц, школа. Есть в областной столице и памятник герою космоса. Как связан с Вологодчиной знаменитый на весь мир космонавт Павел Беляев и что еще в области надо сделать к столетию космонавта, рассказала сотрудник Вологодского музея-заповедника Марина Стукова.

Родился Павел Беляев 26 июня 1925 года в д. Челищево Рослятинского района Северо-Двинской губернии (ныне Бабушкинский район Вологодской области). В 1932 году семья будущего космонавта переехала в с. Миньково Леденгского района Северного края (ныне – Бабушкинский район). В том же году Павел пошёл в первый класс местной школы. Через шесть лет, в 1938 году, в связи с переводом отца на другую работу, семья переехала на Урал и обосновалась в г. Каменск-Уральский (Свердловская область).

- Именно в школе на уроках физики и астрономии Павел загорелся мечтой о космосе. Как потом вспоминали его друзья, он часто говорил, что «хочет увидеть звёзды, посмотреть, что такое наш космос». Любил читать научно-фантастическую и приключенческую литературу, мечтал «научиться летать и махнуть к звёздам», - рассказывает Марина Стукова.

Будущий космонавт формировался как военный лётчик.  Сперва была учеба в Сарапульской авиационной школе первоначальной подготовки, потом учеба в Ейском училище, служба в морской авиации на Дальнем Востоке и служба на Тихоокеанском флоте. В 1956 г. Беляева направили в Военно-воздушную Краснознамённую академию имени Н.Е. Жуковского, а спустя четыре года его приняли в отряд космонавтов.

- Из более чем трех тысяч кандидатов в отряд были зачислены только 20 лётчиков и среди них – наш земляк Павел Беляев. Он был одним из самых старших в отряде и по возрасту, и по опыту – участвовал в войне, был уже майором!  - рассказывает сотрудник музея-заповедника.

18 марта 1965 года был совершен первый в мире выход человека (лётчика-космонавта А.А. Леонова) в открытое космическое пространство. Командиром экипажа корабля «Восход-2» был Павел Беляев.

- Этот полёт показал, человек может находиться и работать в открытом космосе. Это создало условия для дальнейшего развития пилотируемой космонавтики и освоения космического пространства, - говорит Марина Стукова.

Во время того полета произошло несколько серьёзных нештатных ситуаций, четыре из которых, по словам Леонова, были смертельными. Так, в открытом космосе из-за перепадов давления раздулся скафандр, затем при заходе в шлюзовую камеру космонавт зашёл не вперёд ногами, а вперёд головой, и ему пришлось разворачиваться в тесной шлюзовой камере. Кроме того, космонавты ощутили на себе отравление кислородом.

- Но самая тяжёлая ситуация сложилась при завершении полета, - рассказывает сотрудник музея-заповедника. - Отказала система автоматического схода с орбиты. Отличное знание техники, самообладание позволили экипажу с честью выйти из сложной ситуации. Беляев впервые в практике космических полётов совершил посадку космического корабля, используя ручное управление.

Спустя три месяца после легендарного полета «звёздные братья» приехали в Вологду. Посетили Вологодскую государственную опытную сельскохозяйственную станцию, затем Беляев поехал на завод «Северный коммунар» и льнокомбинат, а Леонов – в паровозо-вагоноремонтный завод. Позже в ДК железнодорожников космонавты встретились со школьниками. Завершился их визит в Вологду на стадионе «Динамо». В память о посещении города Беляев и Леонов посадили в сквере около памятника 800-летия Вологды молодые дубки.

После Вологды космонавты побывали на малой родине Павла Ивановича – в Бабушкинском районе, посетили Рослятино, Челищево, Миньково. Затем на теплоходе «Союз» прошли по р. Сухоне и Кубенскому озеру. Побывали «звездные братья» и в Череповце.

В 2025 году Вологодчина будет отмечать столетие космонавта Павла Беляева. Что надо обязательно сделать к этому юбилею? Как считает сотрудник музея-заповедник, нового, возможно, ничего и не нужно делать, нужно научиться содержать в порядке то, что уже есть. А еще было бы очень хорошо, если к юбилею нашего выдающегося земляка был приведён в порядок памятник Павлу Ивановичу Беляеву и близлежащая территория на улице Мальцева в Вологде.

Татьяна Почтеннова