Снимается кино: корреспондент "ГородВо" снялся в массовке фильма "Обитель" с Сергеем Безруковым

Большое кино вновь снимается в Кирилловском районе. На территории Кирилло-Белозерского монастыря проходят съемки ряда эпизодов 8-серийного художественного фильма "Обитель" по одноименному роману Захара Прилепина. Проект снимается для телеканала "Россия".

По сюжету, действия фильма проходят в 20-е годы прошлого века на Соловках в лагере особого назначения СЛОН для политических заключенных.

Кто снимает и снимается

Режиссер и сценарист сериала — Александр Велединский, известный зрителям по работе над сценариями к культовым в начале 2000-х сериалам «Бригада» и «Дальнобойщики», а также к фильму «Географ глобус пропил», где Александр Алексеевич был еще и главным режиссером.

Состав актеров — также самый «звездный». Главные роли в фильме сыграют Сергей Безруков,  Виктор Раков, Александра Ребенок, Евгений Ткачук, Виктор Добронравов.

А вот в массовых сценах съемочная бригада охотно задействует местных жителей — кирилловчан. Для многих из них это уже далеко не первый опыт в кино. В Кириллове проходили съемки фильмов «Апостол», «Пелагия и Белый бульдог», «Монах и бес». Кроме того, для массовки ассистенты по кастингу набирали желающих по всей Вологодчине, в том числе в Вологде и Череповце. Таким образом на съемочную площадку попал и редактор портала «ГородВо» Андрей Ястребов.

Как попал на съемки

Буквально за день до того, как попасть на съемочную площадку, я об этом даже не задумывался. Все получилось случайно. В поисках материалов для новостей я наткнулся на сообщение в социальных сетях о наборе массовки для сериала. Созвонившись с ассистентами, я получил ответы на все интересовавшие вопросы, а также предложение самому попробовать сняться в массовых сценах. Для эпизода, в котором, кстати, играли Сергей Безруков, Виктор Раков, Евгений Ткачук и Виктор Добронравов требовалось несколько десятков заключенных. Съемки были ночные, в выходные дни. Работе это не мешало, и я согласился.

Смена масти

Однако, роль зека мне так и не досталось. Едва переступив ворота монастыря нас вместе с другими добровольцами встретили ассистенты кастинговой группы, которые сразу определили меня в чекисты. И сразу предупредили как зеницу ока беречь реквизит. Гимнастерка, галифе, хромовые сапоги, фуражка, кожаный ремень, кобура и тужурка стоили около 80 тысяч рублей. Поэтому настойчиво посоветовали никуда не садиться, ни к чему не прислоняться, куртку и фуражку не снимать и из рук не выпускать.

Ночь начинается в полдень

В этот день была заявлена ночная съемка. Однако, работа с массовкой началась в 13 часов дня. Всем участвующим в массовке подобрали соответствующую одежду и другой реквизит. Кроме заключенных — мужчин и женщин и чекистов в сценах участвовали красноармейцы-охранники, юнкера, священники, «гражданские» женщины — жены чекистов и «политические заключенные» — белые офицеры, часть которых сыграли актеры вологодских театров.

После этого вся массовка отправилась на грим. Особенно пострадал маникюр у девушек — в 1927 году в Соловецком лагере было не до него. Остальных искусственно испачкали и запылили лица, шеи и руки специальными спреями.

Мне, например, подбрили виски для «уставной» стрижки. Одному из областных актеров Александру Жильцову пришлось ради съемки расстаться с косичкой и бородой, которые он отращивал несколько лет. Молодежи «хипстерские» модные прически просто прикрыли кепками и платками. На все эти процедуры ушло около двух часов.

В ожидании съемок

Первая часть смены прошла вечером, еще при свете солнца. Пока бригада готовилась к работе, массовку разместили в специальных шатрах, где можно было посидеть, а то и полежать, перекусить взятой с собой снедью, попить чаю с баранками за счет «большого кино», зайти в интернет или пообщаться в «офлайне» между собой.

Как выяснилось, далеко не все добровольцы из Кирилловского района. Один молодой человек, поклонник творчества Прилепина, специально записался на кастинг и приехал аж из Тюмени. В Кириллове он снял квартиру на период съемок фильма. Играл священника.

Что можно и что нельзя

Чтобы не нарушать авторские и прочие права, всех актеров массовых сцен неоднократно предупредили ничего не фотографировать и не записывать во время съемок. Разумеется, все представители съемочной группы всё понимали и поэтому смотрели «сквозь пальцы» на селфи во время костюмирования, гримирования и времени отдыха. Но только не тогда, когда работа началась.

«Большие звезды», кстати, очень лояльно относились к просьбам сделать с ними селфи, не отказывали никому в перерывах между дублями. Поэтому в социальных сетях вологжан гуляет бессчетное количество снимков с Сергеем Безруковым, Виктором Раковым и другими актерами первой величины, задействованными на съемках в Кириллове. Ну и я тоже не удержался.

Внимание, мотор

В назначенное время всех «массовиков» привели на съемочную площадку, где выдали необходимый для завершения образа реквизит. Мне достался револьвер. Снова началась работа костюмеров и гримеров. Что-то кому-то поправить, подкрасить, пришить, застегнуть. Некоторые женщины после привычного капрона страдали от постоянно сползающих чулок хб. В ход пошли резинки, скотч и прочие подручные средства. Мне была велика фуражка. Проблема решилась свернутым листком формата А4, засунутым под околыш. Села, как влитая. Мне выдали оружие, застегнули верхнюю пуговицу на гимнастерке и отправили к группе «коллег» — других чекистов.

Именно на этой стадии началось «социальное «расслоение». Всех «массовиков» разделили на группы: чекистов, зеков, юнкеров, священников и каждой поставили общую задачу — кто что будет делать.

Некоторых девушек ждало неожиданное «социальное» повышение. Вместо зечек им предложили стать свободными гражданками.

Одновременно начали прямо на ходу создавать семьи. По сценарию, чекисты должны были заходить в здание театра с женами. Помощник режиссера объявил «гражданским» женщинам: «Разбирайте себе мужей», и я достался, как потом выяснилось, своей коллеге — диктору одной из вологодских радиостанций Оксане Красовской.

Вместе с ней и остальными актерами-непрофессионалами мы несколько раз заходили в лагерный театр, где вскоре должно было произойти одно из ключевых событий фильма, Какое именно, желающие могут узнать, прочитав роман или дождаться выхода фильма на экран — примерно через год. Снимали с разных камер и разных точек. Наконец, главный режиссер остался удовлетворен получившимся материалом и вся бригада приступила к подготовке новой сцены. Мне с остальными чекистами, чтобы не отсвечивать на площадке, пришлось пару часов провести в «театре» — одном из экспозиционных залов музея-заповедника. Так долго и так внимательно крынки и другую кухонную утварь я не рассматривал ни разу в жизни.

Чудеса грима

Пока работники ЧК изучали экспонаты, на улице в лучах уходящего солнца снимался очередной эпизод. К нам в театр строем заходила «контра» — бывшие белогвардейцы, которых играли настоящие киношные актеры, а также актеры областных театров. К своему стыду из киношников я сразу узнал только Виктора Добронравова. А вот Евгений Ткачук так и остался неопознанным. Уж больно иначе он выглядел в роли Григория Мелехова в «Тихом Доне».

Да ладно он. За полтора десятка дублей я не узнал вологодского актера Александра Жильцова, с которым приятельствовал и даже вместе работал несколько лет назад. Он, впрочем, меня тоже. Почти до неузнаваемости изменился и другой вологодский актер Сергей Максимовский, с которым мы вместе ехали в Кирилов. У этих ребят были более серьезные роли с именами и фамилиями персонажей.

В ожидании Безрукова

Отсняв дневные кадры, всю массовку отпустили на обед, который по времени больше подходил на очень поздний ужин. Бригада, тем временем, готовила площадку для сцены с участием Сергея Безрукова. Нужны были дождь, грязь и лошади.

Сама ночная съемка началась около 23 часов вечера. Сергей Безруков в роли начальника лагеря должен был проехать перед заключенными в сильный ливень. 8 цистерн пожарных машин ушло на то, чтобы пролить площадку, смочить мостовую, траву, стены зданий и … всех актеров массовки. Насквозь.

При съемках этой сцены я удостоверился в профессионализме Безрукова, Ракова и Добронравова. Сергей Витальевич с риском для жизни во время репетиций без камер объезжал коня, на котором надо было галопом проскакать по мокрым камням мостовой. Подковы постоянно соскальзывали, животное пугалось большого скопления народа, вставало в «свечку», не хотело останавливаться в нужном месте. Однако, за несколько попыток актер укротил коня, регулярно успокаивая и поощряя его. И добился своего и требований Александра Вельдинского.


Виктор Раков за более чем полтора десятка дублей большую часть провел мокрым насквозь , стоя под искусственным дождем на коленях в грязи. И ни на секунду не выразил неудовольствия. В перерывах между дублями добродушно общался с коллегами по цеху и участниками массовки, позволил сфотографировать себя со всеми желающими, которых было довольно много.
На этом съемочная смена завершилась. На часах был четвертый час ночи, а на небе — полная луна. Участников массовки поблагодарили и отпустили сушиться, греться и собираться по домам. Но сначала необходимо было сдать реквизит и костюмы, на что ушло еще минут 40.

Редакция портала «ГородВо» благодарит съемочную бригаду фильма «Обитель» за помощь в подготовке материала и предоставленную возможность окунуться в кухню съемок «большого кино». Автор текста выражает персональную благодарность и признательность ассистенту группы кастинга Марине Кузнецовой.

Андрей Ястребов.

Загрузить ещё