Есть ли будущее у вологодского кружева?

Неужели над Вологодчиной навис кружевной закат?

Портал ГородВо встретился с известным художником по кружевам Ангелиной Ракчеевой, чтобы узнать, почему золотые времена вологодского кружева остались в прошлом.

Без будущего?

— Вологда с гордостью носит титул кружевной столицы России, проводятся выставки, работает Музей кружева. Вроде бы нет поводов переживать за будущее вологодского кружева…


 — Честно скажу, кружевоплетение переживает сегодня непростые времена. Прекрасный наш Музей кружева — это наша история, но будущего у кружевного промысла пока нет. Будущее — это наши художники по кружевам, кружевницы. А они сейчас никому не нужны. У художников, у специалистов высшей степени, пока нет работы. В итоге никаких новых рисунков не создается. Все пользуется наработками, которые были созданы художниками фирмы «Снежинка» в советские времена. В созданные ранее рисунки вносятся какие-то небольшие изменения, они подгоняются под нужные размеры. В итоге мода идет вперед, а мы все плетем кружева по рисункам, созданным в 90-е года прошлого века. Хотелось бы создавать что-то новое, но это никому сегодня, к большому сожалению, не нужно.
С таким подходом у вологодского кружева будущего, в общем-то, нет.

-Вологодское кружево востребовано сегодня?

 — Да, заказы есть. Их, конечно, немного. Было бы больше, если бы этим, то есть поиском заказов, кто-то занимался на профессиональном уровне. Ведь художники — люди творческие, они не обладают предпринимательской жилкой. Они могут создать шедевр, но найти, кому его продать, не могут. И с этим нам надо помочь, чтобы наше кружево процветало, чтобы у него было будущее, а не только музей. Прекрасный музей нашего прошлого.

Нет денег на кружево

- Можно ли назвать вологодское кружево уникальным?

 — Да. Я побывала в разных странах, и все, кто видел наши масштабные произведения — панно, скатерти, удивлялись и поражались. Ни в одной стране не создаются такие огромные работы, нигде нет таких крупных высокохудожественных тематических сюжетных композиций. Хотя кружеву уже 600 лет. И Вологодчина, действительно, была и остается здесь первой. За нами еще Елец, но там, в основном, цветочные орнаменты, а не сюжетные.

— То есть уникальность вологодского кружева, в том, что это высокохудожественные произведения?

 — Уникальность в том, что мы создавали высокохудожественные, тематические сюжетные композиции. Сейчас этого нет и, как я уже говорила, не знаю, будет ли вообще. Раньше нам выделись деньги, были дотации, все музеи закупали кружево. Наши работы представлены в музеях всех стран СНГ, его закупали большие музеи за рубежом. А теперь никто ничего не покупает, говорят, нет денег.

Мастерской не хватает

— В общем, все, как в той поговорке, что имеем не храним, потерявши -плачем.

 — Вот мы, сколько обращались к областным и городским властям с просьбой выделить художникам по кружеву мастерскую. Мы бы там могли проводить семинары, мастер-классы, создавать новые работы. Сейчас очень много туристов в Вологду приезжает, так мы могли бы в этой мастерской им показать, как кружево создается, как оно плетется. Все это способствовало бы сохранению кружевного промысла на Вологодчине. Пока этот вопрос не решается, говорят, нет возможности.
Надеемся, что в нашем городе Вологде, знаменитом на весь мир центре кружевоплетения, будет создан Союз художников и кружевниц, чтобы мы могли работать и творить. Чтобы могли хотя бы раз в год создавать одну-две высокохудожественные работы. Чтобы показывать на выставках что-то из вновь созданного. А то пока мы везде показываем одни и те же работы, работы, которые были созданы несколько десятков лет назад.

Татьяна Почтеннова

Фотографии предоставлены Ангелиной Ракчеевой

Загрузить ещё