Принимаю условия соглашения.
Вологодская область
Заразились
11037 +263
Выздоровели
9602 +201
Умерли
119 +9
gorodvo.ru
Езда с препятствиями: Зачем мужики гоняют по плохим дорогам на хороших машинах? В Вологодской области набирает обороты новый вид спорта.

Езда с препятствиями: Зачем мужики гоняют по плохим дорогам на хороших машинах?

29 октября 2020, 15:20

Езда с препятствиями: Зачем мужики гоняют по плохим дорогам на хороших машинах?
Фото: из личного архива А.Подхомутова
В Вологодской области набирает обороты новый вид спорта.

То яма, то канава

Спортивный туризм на автомобилях — явление для Вологодской области, можно сказать, новое. Первые соревнования в регионе прошли около двух лет назад. Но и за такой небольшой период времени этот вид спорта уже успел завоевать популярность среди вологжан. Растет число и желающих им заниматься, и тех, кто благодаря участию в соревнованиях повышает свое мастерство. За прошедшие два года уже больше 40 участников выполнили нормы «третьего спортивного разряда» по туризму.

«Если коротко, то суть спортивного туризма на авто — это преодоление разных препятствий на автомобиле,  — рассказывает один из организаторов соревнований Алексей Подхомутов. — Это официальный вид спорта, выступая в котором, можно стать мастером спорта и чемпионом России. Как и в любом виде спортивного туризма у нас есть короткие и длинные дистанции. Короткие — это зрелищные заезды до 2-х км, которые обычно проходят в карьерах. Длинные — это уже дистанции по 100 км и больше, по типу экспедиций. На тех и других дистанциях имеются различные препятствия — броды, овраги, холмы и т.п. Помимо этого мы используем элементы спортивного ориентирования, то есть участники, не только преодолевают препятствия, но и с помощью GPS-навигации находят контрольные пункты».

Здесь не гоняют, а мастерство повышают

Кстати, многие путают спортивный туризм на средствах передвижения с автоспортом. Автоспорт — это трофи-рейды. В спортивном туризме на авто все гораздо легче, плюс нет жестких дистанций и требований к автомобилям. Машины используются самые обычные, нет разделения по классам, как в автоспорте. Для обычных авто ставятся дистанции 1 класса (по асфальту). Для внедорожников — дистанции 2–3 класса (по грунтовкам, лесам, полям).

Прохождение дистанции в спортивном туризме на автомобиле не самое сложное. Трудно найти команду единомышленников. Начинает заниматься человек один, но потом, чтобы перейти на более сложный уровень, ему требуется напарник, который также увлечен спортивным туризмом.

«Если водитель умеет ездить, то ничего сложного в нашем виде спорта нет,  — замечает Алексей Подхомутов. — А уметь ездить, это значит, во-первых, уметь «читать» дорогу. К примеру, при подъезде к колеям неопытный водитель поедет по ним и в итоге застрянет. А опытный водитель поедет специальным образом, так, чтобы в колею не попасть. Во-вторых, штурман должен уметь читать карту, на которой зачастую видны пути объезда сложных мест. Опытный штурман объяснит пилоту, как правильно проехать и как в лужу не залезть».

Так что тот, кто думает, спортивный туризм на авто — это про гонки на хороших машинах по плохим дорогам, тот сильно ошибается. Здесь не гоняют, а повышают мастерство.

Где самые плохие дороги в области?

Как рассказывает Алексей Подхомутов, найти трассу для соревнований не так-то просто. Поэтому подходящие места для длинных дистанций начинают подыскиваться месяца за три до соревнований. Для коротких дистанций, как правило, подбираются карьеры.


«В августе соревнования проводились в Усть-Кубинском районе. Очень хороший карьер, много уклонов. Местность, напоминающая Карелию и Ленинградскую область, то есть кругом невысокие сосны и песок. И все это в 90 км от города. Не очень понравилось место для соревнований в Вологодском районе, потому что там много деревень, а значит много людей. Плюс многие дороги ремонтируются, в итоге для нас они становятся легкими», — говорит организатор областных соревнований по спортивному туризму на авто.

Сейчас вологодские спортсмены вышли на уровень дистанций 3-го уровня. В планах на конец следующего года — прохождение дистанций 4-го класса сложности. Подходящие для этого места на примете уже есть, например, трассу можно организовывать на одном из маршрутов «60-ой параллели» проекта «Вологодские параллели и меридианы».

«В маршрут, проходящий по 60-ой параллели, включены 11 ключевых точек (пересечение 35–46 меридианов с 60-ой параллелью). Есть задумка проехать этот маршрут напрямую, без объездов,- рассказывает Алексей Подхомутов. — По совокупности протяженности маршрута (более 1000 км) и сложности участков — это в перспективе полноценный авто-туристический маршрут 4-й категории сложности. Часть маршрута от Кириллова до Харовска мы уже проверяли. Дистанция проходится только с лебедками, 7 км за 7 часов. В будущем на ней вполне можно будет проводить и Чемпионаты России по спортивному туризму на авто 4-й категории сложности. На очереди — проверка прямого проезда от Сямжи до Тотьмы. Там есть сложный участок 4-го класса около 20 км по вырубкам и болотам».

Чтобы скучно не было

Зачем мужчины идут в спортивный туризм на автомобилях? Что хотят получить и что он им дает? Как говорит Алексей Подхомутов, обычно люди покупают внедорожник для того, чтобы ездить на дачу, в деревню. Потом им становится скучно. В итоге они узнают о спортивном туризме на авто, приезжают, смотрят, а потом принимают участие в соревнованиях.

«Что хотят получить? Возможно, хотят доказать себе, что могут не только сидеть на диване. И что они ещё молоды, и могут побеждать. Ну и, конечно, общение с соперниками, единомышленниками. Это многого стоит. Если брать спортивную составляющую, то это возможность отобраться на Чемпионат России по спортивному туризму на средствах передвижения, — говорит Алексей Подхомутов.

Кстати, 25 и 26 октября вблизи деревни Уткино Вологодского района прошел Чемпионат области по спортивному туризму на средствах передвижения. В соревнованиях приняли участие шесть экипажей из Вологды и Череповца. Первое место в мужских экипажах у Михаила Отурина и Сергея Колюхова. В смешанных — у Дениса Полковникова и Людмилы Кочиной.

Татьяна Почтеннова

Фото из личного архива Алексея Подхомутова