Что случилось?
Как сообщает tv21.ru, один из крупнейших в мире плавучих доков ПД-50, в котором ремонтировали авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», затонул на судоремонтном заводе в Мурманске.
Сигнал на пульт 112 поступил 29 октября в 23.56. Оказалось, что при проведении доковой операции произошло притопление плавдока с находящимся внутри авианесущим крейсером. В 03.30 док полностью ушел под воду. Сам «Адмирал» не пострадал, его отбуксировали к штатному причалу для продолжения плановых ремонтных работ.
Пострадавшие
«При проведении доковых работ работниками 82 судоремонтного завода в поселке Росляково произошел перебой в подаче электроэнергии, в результате чего были заполнены нештатно цистерны плавдока ПД-50. Как следствие плавдок резко ушел под воду. Жертв нет», — сказал представитель завода.
Экипаж «Кузнецова», при этом, при постановке корабля в ремонт остался на его борту по сложившейся практике, которая урегулирована документально — инструкциями, положениями, методиками. Во время инцидента экипаж продолжал нести боевую службу и отвечал за непотопляемость и живучесть авианосца.
Глава пресс-службы центра судоремонта «Звездочка» (исполнитель контракта на ремонт крейсера) Евгений Гладышев, в свою очередь, уточнил, что при затоплении дока в воде оказались четверо рабочих. Двое обслужены амбулаторно, двое — в больницах Мурманска. Еще один мужчина, являющийся старшим механиком смены, до сих пор не найден.
Всего в результате поисково-спасательной операции был эвакуирован 71 человек.
Причины
Оказалось, что причиной затопления дока послужило падение крана.
— На палубу упал кран, с высоты примерно 15 метров, понятно, что там есть и повреждения корпуса, и повреждения палубы, но к счастью, это произошло на тех участках, которые не связаны с эксплуатацией какого-то «жизненно важного» оборудования крейсера, — сказал глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.
Кран «оставил дырку 4 на 5 метров», но ремонт можно будет сделать «легко и быстро», сообщил журналистам глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов.
«При падении кран оставил дырку 4 на 5 метров. Но при этом […] это конструкции, которые ремонтируются легко и быстро», — уточнил он.
По словам Рахманова, на ремонт потребуются «невеликие деньги».
«Речь идет о ремонте металлических конструкций. Это стандартная работа наших сварщиков, которая займет неделю-полторы», — отметил глава ОСК.
Застрахован ли авианосец?
Отмечается также, что военные корабли, самолеты, имущество Минобороны, к которым относится и Авианосец «Адмирал Кузнецов» — не страхуются.
— На 100% неизвестно, но такая уверенность [об отсутствии страхования] есть — это военный корабль, санкционный риск, а в РНПК его нет, — сказал президент Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) Николай Галушин.
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) может подать иск к «Роснефти» на сумму ущерба, который нанесла авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов» авария на плавучем доке ПД-50. Последний принадлежит судоремонтному заводу, основным акционером которого является «Роснефть».
— Нам придется это сделать. Минобороны не принимает затраты на страхование, соответственно, ремонт корабля застрахован не был, поэтому нам придется на те работы, которые нам нужны, выставлять соответствующие иски по вине тех, кто не смог закончить доковую операцию штатно, — сказал глава объединенной судостроительной компании Алексей Рахманов.
Заметив также, что док использовался не только для «Адмирала Кузнецова», но и для других кораблей первого-второго ранга, поэтому другая ремонтная работа в этом году будет остановлена.
С самим кораблём никакой чрезвычайной ситуации не произошло
— Да, внештатная ситуация, но он был выведен из дока, спущен на воду и в штатном порядке отбуксирован на 35-ый завод, где продолжится его модернизация. Никаких последствий, которые смогут повлиять на сроки выполнения и объём работ, на стоимость, это происшествие не повлекло, — рассказал руководитель пресс-службы центра судоремонта «Звёздочка» Евгений Гладшев.
На месте затонувшего плавдока произошла утечка дизельного топлива, однако специалисты «Экосервиса» — предприятия, специализирующегося на ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов — своевременно обнаружил емкость с дизтопливом.
«Периметр разлива ограничен бонами и обработан реагентами. Экологической угрозы нет», — пояснила губернатор Мурманской области Марина Ковтун.
Последствия
Отмечается, что потеря дока ПД-50 станет серьезной проблемой для судоремонтников, если его не удастся поднять.
«Если не удастся поднять [плавдок], то потеря невосполнимая. Только в этом доке возможно докование самых крупных кораблей ВМФ — «Петр Великий» и «Кузнецов», а доковать их нужно раз в 2,5 года», — отметил эксперт
Причиной инцидента могло послужить нарушение правил технической эксплуатации судоподъемных сооружений. Также одна из версий причин произошедшего — отключение насосов в результате скачка напряжения в электросети.
Северо-Западное следственного управление на транспорте СКР из-за ЧП на 82 судоремонтном заводе возбудило уголовное дело по ч.2 ст.216 УК РФ «Нарушение правил безопасности при ведении иных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека».
Маргарита Назарова