Соответствующий законопроект Госдума будет принимать в первом чтении в ближайшее время, сообщает «Коммерсантъ».
Комитет Госдумы по госстроительству рассмотрел проект поправок в ст. 12.10 КоАП РФ. В текущей редакции предусмотрены штраф до 1 тыс. руб. или лишение прав на срок до полугода при пересечении ж/д путей вне переезда, выезд при красном свете на переезд либо остановка или стоянка на нем. За повторное нарушение применяется лишение прав на срок до года. Другие, условно «мелкие» нарушения на переездах (остановка после стоп-линии, ближе 5 м к шлагбауму и т. д.) наказываются штрафом в 500 руб.
Идея ужесточения наказания обсуждается властями с 2015 года после ряда крупных аварий, связанных с несанкционированным выездом на переезды. Сначала Минтранс предлагал увеличить штраф до 30 тыс. руб., но позже от этого отказался: правительство России внесло в Госдуму проект поправок про пятитысячный штраф. Заксобрание Пензенской области, в свою очередь, предлагало увеличить санкцию до 10 тыс. руб., заксобрание Нижегородской области — до 5 тыс. руб., а максимальный срок лишение прав — до трех лет. Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков назвал правительственный законопроект «более сбалансированным и более адекватным» — эти поправки и рекомендованы к первому чтению.
По данным РЖД, за 4 месяца 2018 года на железнодорожных переездах по вине водителей транспортных средств, грубо нарушивших ПДД, допущено 107 столкновений с подвижным составом с ростом к уровню 2017 года на 5% (107 против 102).
Число пострадавших в столкновениях уменьшилось к уровню прошлого года на 18%, при этом число погибших в результате ДТП увеличилось на 5%.
«На каждый нерегулируемый железнодорожный переезд по сотруднику ГИБДД не поставить, да и камеры вряд ли на каждом переезде висят, — заметил депутат ЛДПР Игорь Лебедев в ходе заседания комитета.— Как это правонарушение будет фиксироваться? Или только по факту столкновения поезда с автомобилем?».
«Думаю, что и так, и так, — ответил Лысаков.— Если нарушение зафиксировано камерой, то лишения прав не будет, только штраф. Вы правы, наряду с увеличением штрафных санкций надо строить больше не пересекающихся с автодорогами переездов, остальные же оснащать камерами. Эта работа должна вестись параллельно».
Увеличение штрафа до 5 тыс. руб. вряд ли компенсирует «происшедшую аварию», добавил Сергей Иванов из ЛДПР, предложив пойти по «более жесткому пути», но не конкретизировал, что конкретно нужно сделать.
Повышение штрафа — лишь одна из мер решения проблемы, пояснил директор департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Вячеслав Петренко. «Есть водители, которые все равно будут ехать через закрытый переезд, какие ты нормы для них ни устанавливай, — отметил он.— Самым действенным способом, конечно, является строительство разноуровневых развязок с автодорогами — такие программы в разных регионах уже выполняются». В Подмосковье уже несколько лет реализуется программа «Свободный переезд» (с бюджетом 63 млрд руб.) и строятся платные ж/д переезды, первые из которых могут открыть в 2019 году.
Как пояснил «Ъ» Вячеслав Лысаков, текущая конструкция КоАП не позволяет поднять штраф для физлиц—нарушителей ПДД более чем на 5 тыс. руб., за исключением случаев пьяного вождения. Однако, отметил он, ко второму чтению в законопроект будут внесены дополнительные поправки: статья 12.10 будет включена в список грубых правонарушений, штраф за которые нельзя уплатить со скидкой. 50-процентную скидку ввели в 2016 году, она не распространяется на случаи, когда штраф назначен судом за пьяное вождение, отказ от медосвидетельствование и другие деяния. Скидка также не применяется при оплате штрафа в 2,5 тыс. руб. за неоплату платной парковки в Москве, поскольку эта санкция установлена московским законом. По данным ГИБДД России, в 2017 году из 108,7 млн штрафных постановлений 65,8 млн было оплачено с дисконтом в течение 20 дней.