Изменения в систему ОСАГО, которые с опаской ожидают практически все автовладельцы и водители, могут принять еще до конца этого года.
24 сентября в Совете Федерации состоялись вторые слушания, посвященные вопросам реформирования ОСАГО. Ранее на ту же тему в Госдуме прошли парламентские слушания.
Так называемая либерализация ОСАГО может привести к удорожанию полисов, причем, значительной. Но, как считают эксперты, далеко не для всех. Опытные и аккуратные водители смогут, наоборот, приобретать полисы даже дешевле. А вот лихачам, дорожным хамам и завсегдатаям ДТП придется раскошелиться.
Либерализация не подразумевает удорожание полисов поголовно, а предполагает персональный подход к каждому водителю на основе десятков критериев.
Кстати, одно из предполагаемых нововведений — расширение лимита выплат до 1 миллиона рублей.
Основные изменения
Бонус-малус
Согласно предложению Центробанка новый расчет бонус-малус (повышенного и пониженного коэффициента при покупке полиса) будет предоставлять скидку за безаварийную езду и будет присваиваться раз в год. По мнению разработчиков, такая система не позволит водителям, часто попадающим в ДТП, мухлевать с полисами.
Как известно, таким автовладельцам начисляется максимальный коэффициент. Снижать его до единицы необходимо несколько лет. Для этого сейчас водители могут приобрести полис с «открытым» списком водителей с коэффициентом 1,8, а через год обнулить историю и снова начать страховаться с «чистого листа» без штрафов. Новая система, как сообщает «Российская газета», будет учитывать конкретного водителя.
Возраст-стаж
Сейчас насчитывается пять коэффициентов по этому показателю. Будет в 10 раз больше. Эксперты считают, что эта мера приведет к удорожанию полисов для, примерно, каждого пятого автомобилиста. Большинство останется при своих, а для кого-то и вовсе покупка ОСАГО станет дешевле.
Тарифный коридор
Одна из главных причин реформы ОСАГО — убыточность в ряде регионов. Вологодская область к ним не относится, у нас прибыль страховщиков выше, чем премии, которые они платят своим клиентам после ДТП.
Расширение тарифного коридора на 20% в обе стороны позволит в каждом регионе создать адекватный базовый тариф на страховой полис.
Вместо нынешних 3432–4118 рублей коридор базовой ставки для владельцев легковых автомобилей составит 2746–4942 рубля.
В субъектах, где уровень ДТП высок — Кавказ, юг России и ряд других, базовая стоимость полисов вырастет. В Вологодской области такого произойти не должно. Но это не точно.
Это дополнение в теории хорошо тем, что, например, добросовестному аккуратному водителю из Вологды не придется при покупке полиса покрывать заведомый убыток страховщиков, которые продают также полис и условному краснодарцу, часто бывающему в авариях. Как это будет выглядеть на практике, посмотрим.
Сергей Иванов