Около 3 млн предпринимателей могут прекратить работу, если ситуация с распространением вируса затянется, сообщает РБК со ссылкой на Торгово-промышленную палату.
«Мы оцениваем сейчас, к сожалению, очень высокую цифру — около 3 млн предпринимателей могут прекратить свою деятельность, если будут продолжаться такие сложные экономические процессы. Важно сейчас сохранить основную часть нашего бизнеса», — заявила вице-президент ТПП Елена Дыбова на онлайн-конференции ТПП, передал корреспондент РБК.
Опрос ТПП в регионах показал: каждое третье предприятие малого бизнеса отмечает, что при снижении спроса сможет продержаться еще один квартал. Половина их владельцев понимают, что вновь открыть свой бизнес в ближайшее время уже не смогут. Многие могут обанкротиться просто из-за формальных причин, а по закону после банкротства нельзя начать новое дело в течение трех лет, отметила Дыбова.
Пандемию уже планируется признать форс-мажором при госзакупках, решило правительство. По другим контрактам предприниматели тоже могут снизить потери и избежать неустоек и штрафов, если им удастся доказать, что именно коронавирус или его последствия помешали выполнить обязательства перед заказчиками.
Форс-мажором признаются чрезвычайные и непредвиденные обстоятельства. Это стихийные бедствия, пожары, массовые заболевания, военные действия, теракты и санкции государств. Эпидемия — классический форс-мажор, прокомментировал РБК партнер таможенной практики Bryan Cave Leighton Paisner Russia Владимир Чикин. Гражданский кодекс дает общее определение форс-мажора. В договорах же прописываются частные случаи, пояснил юрист.
Форс-мажор имеет место только при наличии контракта.
«Если между сторонами не оформлен договор, то никаких оснований говорить о форс-мажоре нет», — пояснил вице-президент ТПП Вадим Чубаров.
Не являются форс-мажором предпринимательские риски: изменение курсов валют, отсутствие на рынке нужных товаров, отсутствие у должника средств и т.п.
Не признается форс-мажором нарушение обязательств со стороны контрагентов (третьих лиц).
Например, если из-за государственных ограничений страны поставщика предприниматель не получил оборудование, которое должно быть выдано покупателю по другому контракту, это не является форс-мажором в отношениях с покупателем оборудования. «Но если вы получите свидетельство о форс-мажоре от вашего контрагента из другой страны, даже если у вас будет спор с контрагентом по другому контракту, то суд учтет это обстоятельство», — пояснил Чубаров.
Подтверждать форс-мажор из-за запретов государства могут только нормативные акты правительства или местных властей.
«Если запрет не оформлен документами, о форс-мажоре говорить нельзя», — подчеркнул директор юридического департамента ТПП Сергей Васильев.
Например, изначально губернатор Подмосковья Андрей Воробьев выпустил постановление о закрытии всех ТЦ. Позже в администрации заявили о «технической ошибке», документ был аннулирован и выпущен новый, в котором речь идет о закрытии кинотеатров в ТЦ.
ТПП обратится в правительство с требованием, «чтобы появились внятные документы: если власть хочет закрыть ТЦ, должен быть указ, чтобы предприниматели могли на него ссылаться для подтверждения форс-мажора», прокомментировала Дыбова.