Свежий рейтинг эффективности региональных госзакупок по итогам 1 полугодия 2017 года подготовили Аналитический центр при правительстве РФ и компания Закупки360.
По итогам рейтинга 2016 года регионы-лидеры занимали 27-е, 2-е и 6-е места соответственно. Значительный рост Ульяновской области аналитики объясняют снижением числа нарушений, выявленных ФАС России: регион на 32 позиции вырос в подрейтинге конфликтности, который рассчитывается на основе числа обоснованных жалоб в ФАС России. Кроме того, улучшению позиции Ульяновской области способствовало изменение методики расчетов, в результате которого возросла роль конкуренции на крупных закупках: в подрейтинге конкурентности Ульяновская область поднялась по сравнению с 2016 годом сразу на 25 позиций.
В методике аналитики заменили показатель среднего числа участников закупок на средневзвешенное число участников закупок.
- Изменение позволяет сконцентрироваться на уровне конкуренции в крупных закупках и способствует снижению веса малых закупок, которые проводятся в отдаленных районах. Теперь оценка конкуренции формируется с учетом стоимости проведенной закупки, и новый рейтинг позволит регионам более ясно представлять уровень эффективности работы их закупочных систем, – пояснил эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Антон Волков.
Предложение об изменении внесли сами регионы, которые видят в рейтинге инструмент самоанализа и самоулучшения.
- Мы наблюдаем постепенную адаптацию организаторов и участников закупочных процессов к условиям контрактной системы, что проявляется и в увеличении конкуренции в закупках. Но остается ряд существенных проблем в сфере госзаказа, в том числе высокая концентрация заключенных контрактов с крупнейшими поставщиками и относительно низкий уровень планирования организаторов закупок, к примеру, в среднем на одну закупку пришлось 0,6 изменений в план-график в 1 полугодии 2017 года, – сказал Антон Волков.
Специалисты говорят о положительных тенденциях в сфере конкуренции в закупках. До 2,8 выросло среднее число допущенных участников региональных закупок (2,7 в 2016 году). В 64% закупок конкурентного типа, на которые подана хотя бы одна заявка, отмечена реальная конкуренция (на 3 п.п. выше показателя 2016 года). И это несмотря на то, что рынок госзаказа характеризуется крайне высокой концентрацией, и контракты зачастую заключаются с одними и теми же поставщиками: на топ-100 крупнейших поставщиков региона в первом полугодии 2017 года в среднем пришлось 75% закупок в стоимостном выражении, подчеркивают аналитики.
Рейтинг – проверенный инструмент и наборы открытых данных для анализа «слабых» и рисковых мест систем управления госзаказом в субъектах Российской Федерации.
- Растет число руководителей, которые понимают, что для реального роста эффективности нужен детальный анализ, полученный из разных источников, что требует серьезных ресурсов, и вариантом их экономии могут стать готовые, апробированные методики рейтингования. Во-вторых, в управлении закупками данных, которым можно доверять, много не бывает. За время существования рейтинга мы столкнулись с несколькими случаями, когда взгляд на систему госзаказа внутри региона по разным причинам сильно расходился с оценкой по нашей методике. Но это нормально и даже хорошо: расхождения ведут к исследованию причин и проверке правильности расчетов. В результате либо устраняется проблема, либо принимается риск, но всегда «предупрежден – значит вооружен». В этом смысле можно говорить о рейтинге, как о хорошем подспорье специалистам и руководителям, заинтересованным в объективных оценках и результатах, – считает гендиректор компании Закупки360 Владимир Ивичев.
Расчеты рейтинга традиционно основаны на базе данных компании Закупки360, которая содержит данные о государственных и муниципальных закупках, размещенных на официальном портале Единой информационной системы в сфере закупок.
Рейтинг 2016 года |
Рейтинг эффективности региональных госзакупок разработан Аналитическим центром при правительстве РФ и компанией Закупки360 и впервые представлен в 2016 году. Он призван обеспечить независимую оценку качества и эффективности организации и осуществления закупочных процессов государственными заказчиками регионального и муниципального уровней. Регионы оценивают по 5 основным критериям: конкурентность (вес в итоговом рейтинге – 0,5), экономность (0,08), эффективность планирования (0,12), конфликтность (0,2) и подозрительность закупок (0,1).
В 2016 году Вологодская область занимала 79 место с индексом эффективности госзакупок 29,94. В 2017-м поднялась на 72-е место (на фото вверху первый столбец обозначает место, остальные слева направо – 5 критериев оценки регионов). |