Портал ГородВо решил узнать у руководителя вологодского астрономического клуба Александра Смирнова, зачем людям знать, что у них над головой
— Какая задача у вашего клуба?
— Одна из задач нашего астрономического клуба — это ликвидация безграмотности. Мы хотим, чтобы как можно больше людей знали о том, что они видят у себя над головой. Раз в месяц мы собираемся в областной библиотеке. На эти заседания может прийти любой желающий. Есть канал на Ютубе, где мы размещаем видеоролики с лекциями. Есть опыт проведения вечеров «тротуарной» астрономии. Мы устанавливали на площади Революции телескоп, и любой желающий мог посмотреть на Луну или Юпитер. А еще мы организуем совместные выезды на машинах за город, для того чтобы понаблюдать в телескопы за каким-то астрономическим явлением или отыскать на небе ту или иную звезду.
— Много вологжан откликается на ваши призывы понаблюдать за звездами?
— Бывает, и много, особенно летом. В прошлом году я приглашал всех желающих посмотреть прохождение метеорного потока Персеиды. СМИ его любит называть августовским звездопадом. Думал, машины 2–3 подъедет, а приехало 11.
— Есть разные направления увлечения астрономией. Ваш выбор — наблюдение?
— Да, но мне интересно не только наблюдение за какими-то астрономическими явлениями. На небе ведь много самых разных объектов — туманностей, галактик, рассеянных и шаровых звездных скоплений. И мы ищем те или иные объекты звездного неба. Вот кто-то ищет грибы в лесу, мы тоже ищем только не грибы и не в лесу. В окуляр телескопа ты видишь звездное поле и надо среди большого количества звезд отыскать какой-то конкретный космический объект.
- Что из увиденного в небе вас особенно впечатлило?
— Пожалуй, это полное солнечное затмение. В 2006 году его можно было наблюдать в нашей стране на Кавказе. Вот мы с другом и поехали в Нальчик. Потом под впечатлением целый год находился, история фантастическая. Так что если есть возможность увидеть полное солнечное затмение, то всем советую. К сожалению, в России в ближайшее время их не посмотреть. Но на земном шаре есть много других мест, где можно им насладиться. Через 7 лет, например, это явление можно будет увидеть в Египте или Испании.
А из того, что я в телескоп наблюдал, особо, наверное, ничего не поразило. Здесь больше поражает осознание того, что ты видишь. Самый далекий объект, который я наблюдал, это квазар в созвездии Дева. Это активное ядро галактики, которое выглядит как звездочка, находится от нас очень далеко. Свет от нее идет 2,5 млрд лет. То есть я увидел этот объект таким, каким он был 2,5 млрд лет назад. А наблюдая, например, галактику Туманность Андромеды, ты заглядываешь на 2,5 млн лет назад. Так что астрономия — это реальная машина времени, ведь с помощью телескопа можно заглянуть далеко в прошлое.
Но наблюдать за звездами в телескоп и видеть фотографии этих же звезд, сделанные с телескопа «Хаббл» и размещенные в интернете, не одно и то же. Поэтому многие, посмотрев на галактики через обычный телескоп, говорят: «И тебе нравятся эти серые пятна? Мы лучше фотографии в интернете посмотрим».
- Летом прошлого года Минобрнауки заявило о возвращении в школы астрономии. Ваше мнение на этот счет?
— Из-за отмены астрономии, люди сегодня не могут ответить на элементарные вопросы, навроде того, что вокруг чего вращается. Поэтому, конечно, астрономия в школе нужна. Дети должны понимать, в каком мире они живут. Они должны знать, что Млечный путь — это наша галактика, это наш дом, а Туманность Андромеды — это другая галактика, другой дом, который не принадлежит нашему. Кроме того, привлечение детей к любой науке хорошо. Это расширяет кругозор.
Единственный вопрос, кто будет преподавать астрономию в школах. Скорей всего, эти обязанности возложат на учителей физики. Чему те, думаю, не очень обрадуются. Но от плохого учителя или учителя, который не горит желанием преподавать этот предмет, толку будет мало. Очень мало учителей, которые смогут рассказать о космосе доступно, понятно и интересно. Мало, кто сможет показать на небе то или иное созвездие.
Поэтому может стоило ограничиться введением факультативного курса, на котором учитель, не завися от какой-то программы, мог бы простым языком рассказывать школьникам, что такое Вселенная, Большой взрыв, планеты.
Так что идея правильная, но вопрос в том, как это все будет реализовано. Думаю, на первых порах дети будут страдать, и учителя будут страдать, Им навязывают предмет, в котором они, скорей всего, не очень разбираются.
- Что дает вам увлечение астрономией?
— Осознание себя как частицы Вселенной. Стоя под звездным небом, ты понимаешь, что все заботы и хлопоты в масштабах космоса не значат ничего. То есть это некое философское восприятие, помогающее абстрагироваться от каких-то проблем.
— В общем, если хочешь освободить голову от проблем, научиться абстрагироваться от мелочей жизни, то надо чаще смотреть в небо?
— Да. Иногда для того чтобы понять, что все хорошо, надо просто выйти и посмотреть в звездное небо.
Мы как-то пробовали наблюдать метеорный поток под электронную музыку, ее даже называют космической, существует такое музыкальное направление. Ощущения не передаваемые, это какое-то измененное состояние сознания. Это абсолютно легальный способ как-то по-другому осознать себя. Ты погружаешься во что-то глобальное, находясь при этом на Земле и в здравом уме. Так что смотрите в небо, потому что иногда надо возвышаться над своими проблемами и думать о чем-то более глобальном.
Татьяна Почтеннова