Принимаю условия соглашения.
gorodvo.ru
Квитанции об оплате услуг ЖКХ должны быть бумажными В настоящее время у жителей многоквартирных домов есть право на получение не только бумажных, но и электронных квитанций. Поставщики услуг размещают их в личных кабинетах, ГИС ЖКХ, или направляют по электронной почте.

Квитанции об оплате услуг ЖКХ должны быть бумажными

15 июня 2022, 12:59
Квитанции об оплате услуг ЖКХ должны быть бумажными
Фото: РГ
В настоящее время у жителей многоквартирных домов есть право на получение не только бумажных, но и электронных квитанций. Поставщики услуг размещают их в личных кабинетах, ГИС ЖКХ, или направляют по электронной почте.

Собственники обращаются с жалобами на отсутствие бумажных квитанций.

Собственница двух квартир в многоквартирных домах обратилась в районный суд Нижнего Тагила с иском к исполнителю коммунальной услуги по газоснабжению. Женщина в течение долгого времени оставалась без счетов на оплату услуг. Обращения к поставщику услуг оставались без ответа, либо содержали неполный ответ.

В суде истица заявила, что в ответ на её первую претензию об отсутствии счетов поставщик сообщил о проведении запланированной проверки изложенных фактов, но о её результатах истица осталась не осведомлена.

Женщина также подала обращение об отсутствии квитанций на оплату услуги в в абонентский отдел исполнителя КУ. Там ей сообщили, что квитанции направляются только тем, кто по своему лицевому счёте имеет задолженность более 300 рублей. Остальные могут просматривать счета в личных кабинетах на сайте компании-исполнителя.

В иске к поставщику услуги, женщина потребовала обязать её исполнителя ежемесячно присылать счета на оплату на её адрес. Также истица потребовала взыскать с организации компенсацию за моральный вред.

С полученной претензией организация-поставщик не согласилась. Согласно утверждениям ответчика, при первом обращении истицы в её адрес были направлены счета и расчёты за два месяца. Оставшиеся счета были опубликованы в её личном кабинете, о чём её известили в ответах на обращение.

Исполнитель услуг должен направлять потребителям счета на оплату.

Принимая решение по делу, суд опирался на следующие законодательные нормы:

1. Согласно п. 1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 у потребителя есть право требовать предоставления необходимой достоверной информации об услугах, работах и товарах.

2. Согласно п. 31, пп. «б», «г» п. 33 ПП РФ № 354 в обязанности исполнителя КУ при обращении потребителя входит проведение проверки правильности начисления расчётов за коммунальные услуги. А также немедленная выдача документов с содержанием правильного начисления платежей потребителю по результатам проверки.

3.Согласно ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за ЭКУ осуществляется на основании платёжных документов, предъявленных не позднее первого числа месяца, следующего за прошедшим периодом, если иной срок не установлен договором управления или решением ОСЧ ТСЖ/ЖК.

4. В обязанности ответчика входит направлять в адрес собственника платёжные документы на основании информации, передаваемой с помощью электронных и других систем.

5. Согласно пп. «п» п. 15 постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549. Договор на поставку газа должен содержать адрес и способ доставки абоненту счёта на оплату ресурса. Право определения способа получения счетов на оплату услуг остаётся за потребителем.

Для установления факта доставки потребителю счетов на оплату услуги, к делу был привлечён ФГУП "Почта России". Согласно договору, заключённому с поставщиком газа, в обязанности организации входит печать и отправка платёжных документов потребителю.

Проведя процедуру по сравнению количества лицевых счетов абонентов согласно справке исполнителя КУ и акты оказанных ФГУП «Почта России» услуг, судья установил, в течение 11 месяцев число напечатанных и доставленных счетов оказалось меньше количества абонентов. В связи с этим факт того, что исполнитель нарушает права потребителей, не предоставляя им бумажные документы, суд посчитал доказанным.

По решению суда, по п. 6 ст. 13 № 2300-1 поставщик газа был обязан возместить истице 3000 рублей в качестве компенсации за моральный вред и за отказ добровольного выполнения требований собственника выплатить ещё один штраф в 1500 рублей. Суд обязал ответчика к выплате потребителю компенсацию за оказанные ею юридические услуги, а также к возмещению транспортных расходов.

Отсутствие бумажной квитанции за ЖКУ является нарушением прав потребителя.

Собственник не приняла решение суда о частичном удовлетворении её иска, подав аппеляцию в областной суд. Она настаивала на обязании судом исполнителя коммунальных услуг к предоставлению квитанций на оплату газоснабжения в её почтовый ящик не позднее 1 числа месяца, следующего за расчётным.

По мнению потребителя, размер компенсации морального вреда, возместить который был обязан исполнитель, является неправомерно заниженным. Она обратилась к суду с просьбой о пересмотре суммы компенсации.

Рассматривая жалобу истицы, апелляционный суд отметил, что суд первой инстанции установил факт нарушения прав потребителя на получения документов для оплаты. В связи с этим на исполнителя наложено взыскание в пользу собственника в счёт компенсации морального вреда.

В связи с действием договора, заключённого между собственником и поставщиком услуг, в обязанности ответчика входит ежемесячное доставление в адрес истицы счета на оплату. Судом установлено, что исполнитель КУ возобновил доставку документов на оплату в адрес собственника, в связи с чем ответчик не уклоняется от выполнения условий договора.

В связи с вопросом изменения суммы моральной компенсации за недоставление ответчиком счетов на оплату судья сделал ссылку на п. 45 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17. Размер компенсации устанавливается на основании решения суда, независимо от размера возмещения имущественного вреда с учётом характера причинённых нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости. Согласно мнению судьи, компенсация в 3 000 рублей соответствует установленным ВС РФ принципам и отказал собственнику в увеличении суммы. Суд отклонил жалобу собственника, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Без согласия потребителя нельзя заменить бумажный счёт за ЖКУ на электронный.

Исполнитель КУ по электроснабжению пытался доказать в апелляционном суде Ростовской области факт соблюдения прав потребителя и предоставления ему документов по оплате услуг. Организация делала ссылку на то, что законом не предусмотрен обязательный способ доставки счетов потребителям. Они направляются исполнителем КУ в бумажном носителе по умолчанию.

Для удобства клиентов организация размещала счета на оплату в личных кабинетах клиентов на своём сайте. Также собственник получил предложение о получении платёжных документов на электронную почту.

Отметив, что между исполнителем КУ и собственником помещения в доме отсутствует письменное соглашение о направлении квитанций за электроэнергию в электронном виде, суд эти доводы отверг. Потребитель обращался к поставщику с требованием о предоставлении документов в бумажном виде, но организация их не исполнила.

При отсутствии квитанции потребитель лишён возможности узнать о долге.

Рассматривая дело № А40-15611/2017 о взыскании с собственника в пользу управляющей организации платы за содержание и обслуживание машино-мест в многоквартирном доме, Верховный суд РФ сделал важное замечание о начислении пени на сумму долга.

Факт непредоставления УО в адрес собственника платёжных документов и отсутствие уведомлений о задолженности получил своё доказательство в суде. Долг накапливался на протяжении 2,5 лет. И лишь только после этого управляющая компания направила в адрес собственника требование об оплате ЖКУ с указанием суммы долга, периода оплаты, реквизитов и пени.

ВС РФ отказал УО в праве начисления пени на сумму долга в связи с тем, что собственник до момента получения данного требования не был осведомлён о предъявляемых к нему требованиях.

Переход от бумажной квитанции к электронной возможен только при наличии согласия потребителя.

Являясь исполнителями жилищных и коммунальных услуг, управляющие организации обязаны ежемесячно направлять потребителям документы на оплату с информацией о расчёте платы:

1. По умолчанию счета направляют по почте на бумажном носителе.

2. Изменение способа доставки квитанции и по оплате возможно только в случае, если это указано в договоре управления. С письменного согласия потребителя, или если решение принято на собрании собственников.

3. УО должна иметь доказательства доставки счетов на оплату собственникам.

4. Если УО факт получения потребителем платёжных документов доказать не сможет, то суд вправе отказать ей в начислении пени на сумму долга, имеющемуся по лицевому счёту абонента в период отсутствия счетов.

Электронные счета на оплату ЖКУ являются намного выгоднее бумажных. Однако, их предоставление является возможным при наличии письменного согласия обственника на такой способ получения платёжных квитанций и отказа от их бумажных аналогов.

По информации: roskvartal.ru.