В канун юбилея службы корреспондент сайта ГородВо пообщался с начальником управления по вопросам миграции Ольгой Южаковой.
Работы стало больше
- Ольга Михайловна, что сейчас входит в задачу вашего подразделения?
- Одно из основных направлений работы – оказание государственных услуг в сфере миграции. Всего их 18, это, в частности, оформление «внутренних» паспортов, загранпаспортов, регистрационный учет российских граждан и миграционный учет иностранных граждан. Последним из перечисленных мы также предоставляем госуслуги по оформлению разрешительных документов на право проживания на территории РФ, а также на право осуществления трудовой деятельности.
С годами расширился не только функционал нашей службы, но и объемы. Если раньше у нас в регионе проживало около ста иностранных граждан, то сегодня постоянно проживает порядка шести тысяч человек.
- Проще или сложнее сейчас работать?
- В чем-то стало сложнее, поскольку миграционное законодательство, а оно достаточно обширное, постоянно меняется и сотруднику управления надо быть в курсе всех изменений, чтобы правильно консультировать граждан.
Помогать людям надо
- Какие сегодня основные требования предъявляются к сотруднику вашей службы?
– Прежде всего, у него обязательно должно быть высшее образование, филологическое или юридическое. Сотруднику управления приходится общаться с людьми, ему надо вникнуть в конкретную ситуацию, разобраться в ней и дать консультацию исходя из этой ситуации. Приведу один пример. Иностранный гражданин хочет получить российское гражданство, процесс этот достаточно длительный и трудоемкий. В процессе разговора сотрудника с гражданином, знакомства с его биографией может выясниться, что ему не нужно проходить этот путь, так как в детстве он проживал на территории РФ и являлся гражданином нашей страны. Но после 1992 года он выехал с родителями за пределы Российской Федерации и забыл об этом факте.
- Появились ли какие-то новые качества, которые сегодня требуются сотруднику вашей службы?
- Да, это умение работать в условиях многозадачности. Раньше в нашу обязанность входила только выдача российских паспортов, сейчас функционал значительно вырос, да и число прибывающих в регион иностранных граждан также заметно увеличилось.
Что начальство думает?
- Чем особенно гордитесь?
- Тем, что в тяжелые для нашего подразделения времена, когда происходило сокращение личного состава, нам удалось сохранить костяк грамотных специалистов. Гордимся и тем, что есть положительные моменты в решении задач по предоставлению госуслуг населению. Стараемся, чтобы у нас не было очередей, жалоб, конфликтов.
- Кстати, как ваше подразделение выглядит на фоне служб других регионов. На каком вы счету у руководства?
- Мы, можно сказать, на хорошем счету. Если брать Северо-Западный федеральный округ, то по ряду показателей наше управление занимает лидирующие позиции. Например, по количеству предоставляемых услуг, по выявлению нелегальных мигрантов, привлечению их к административной ответственности, выдворению. Надо сказать, что в нашем регионе и миграционная ситуация на протяжении многих лет стабильная. Возможно мы и трудовых мигрантов в отличие приграничных регионов, либо промышленных привлекаем меньше. Хотя разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности, так называемых патентов для иностранных граждан, у нас по сравнению другими регионами северо-запада тоже немало выдается.
Хочу сказать, мы открыты для граждан. За разъяснениями миграционного законодательства к нам можно обратиться в любой момент.
Что экс-руководители говорят?
Ветеран ведомства Иван Лебедев:
- Начальником паспортно-визовой службы УМВД Вологодской области я стал в 1993 году, до этого был заместителем начальника уголовного розыска области. Проработал в миграционной службе до 2002 года. Чем горжусь? Пожалуй, тем, что воспитал хороших сотрудников. Все мои замы в последствие стали начальниками, например, Борис Иванович Котов, Сергей Геннадьевич Жестяников. Во всех подразделениях у меня работала и нынешний руководитель управления Ольга Михайловна Южакова. А радует меня то, что миграционную службу обратно перевели в структуру МВД.
Глава Вологодского района Сергей Жестянников:
- В миграционной службе в целом я проработал больше 15 лет. За это время нам удалось добиться многого, в том числе ликвидировать очереди по получению заграничных паспортов, стало удобнее получать и российские паспорта. Что касается иностранных граждан, то благодаря системному подходу к работе с мигрантами нам удалось уйти от нелегальной миграции. Очень много проводилось мероприятий, которые помогали им адаптироваться. Чему научила меня работа в миграционной службе? В том числе решать проблемы, не отступать от поставленных целей и учиться у коллег.
Татьяна Почтеннова