Принимаю условия соглашения.
gorodvo.ru
Как избавиться от зажимов и начать жить Корреспондент GorodVo посетила тренинги по актерскому мастерству.

Как избавиться от зажимов и начать жить

17 марта 2020, 13:15

Как избавиться от зажимов и начать жить
Фото: GorodVo
Корреспондент GorodVo посетила тренинги по актерскому мастерству.

Александр Зачесов - актер и режиссер народного театра "Раек" в Вологде, играл в спектаклях "Тартюф", "Он и она" и др. Сейчас он проводит тренинги по актерскому мастерству в молодежном экспериментальном театре-студии "Сонет". 

На тренинге учат основам актерского мастерства и сценарной работы, помогают раскрепоститься, научиться импровизировать и работать с аудиторией, и всё это – путём игры.

Это может быть полезно не только актеру, журналисту, педагогу или ведущему, а любому человеку, кто хочет разобраться со своими зажимами и начать жить легче и свободней.

Корреспондент GorodVo посетила один из тренингов. На занятие пришла молодежь: пятеро молодых людей, три девушки. По словам Александра, это постоянный костяк тренинга, но количество занимающихся варьируется от десяти до двадцати человек.

Ребята сели в круг и начали "разминку" : чтение наизусть скороговорок с разным настроением. Кому-то нужно было произнести её, как признание в любви, кому-то обвинить собеседника, попросить прощения, поугрожать и т.д.

Далее приступили к небольшим этюдам: было дано задание по взаимодействию с воображаемым предметом: участники должны были показать "туземца", который впервые видит какую-то вещь и не знает, как ей пользоваться. 

Потом перешли в большой зал со сценой и там разыгрывали групповые этюды на нескольких человек: одна группа должна была импровизировать, будто оказалась в закрытом бункере без возможности выбраться оттуда, другая была вынуждена спасаться с необитаемого острова. 

Завершилось занятие парным "алфавитом": участники по очереди говорили фразы, начинающиеся на определенные буквы, стараясь соответствовать заданной ситуации: встрече мужчины и женщины в кино, собеседованию на "крутую" работу , ссоре спасателя на пляже и пьяного отдыхающего. По условиям этюда один из собеседников должен был настаивать на своём, а второй ему активно отказывать. 

Упражнения меняются каждый раз, уже на следующем тренинге участники будут выполнять новые задания.

GorodVo узнал у педагога, кого он учит и как это происходит.


- Александр, для кого предназначен Ваш тренинг?

- Тренинг для людей от 16 до 40 лет.

Он был бы интересен, во-первых, тем, кто хочет связать свое будущее в профессиональном плане с театром, литературной деятельностью или публичными выступлениями, так как на нём мы знакомимся с азами актерского мастерства, драматургией, сценической речью. То есть полезен тем, кто хочет быть актером, писателем, выступать на стендапах или просто заиметь хорошие навыки оратора.

Во-вторых, людям, которые хотели бы найти себя, то есть тем, кому хотелось бы разобраться со своими зажимами как социальными, так и психофизическими: тем, кто хотел бы разобраться в себе и вести себя более свободно и раскрепощенно, лучше понять самих себя.

Ну, и, в - третьих, тренинг несет развлекательную функцию: люди общаются и получают коммуникационные навыки. 

- Вы замечаете изменения по участникам тренинга? Например, человек пришёл с определённой проблемой, а в процессе занятий её решил?

- В основном участники тренинга не приходят с какой-то конкретной проблемой. Людям не хватает общения, хобби, внимания, четко поставленной цели. Если же такая цель есть, например, человек приходит и говорит: «У меня проблема: я хочу научиться громко разговаривать, но не могу», то мы занимаемся речевыми тренингами, работаем с резонаторами, прорабатываем зажимы и человек заговаривает громко. Но это уже больше индивидуальная работа.

Был случай, когда пришел парень и сказал, что он не может отказать, когда у него просят денег. Там мы этюдным методом разыгрывания различных жизненных ситуаций учились поступать не так, как он поступал в жизни, то есть прорабатывать какие-то другие варианты поведения. Это всё тоже можно делать на занятиях по актерскому мастерству. Учиться быть собой, но вести себя так, как в жизни мы боимся по каким-то причинам.

Поэтому возвращаясь к вопросу, происходят ли изменения с участниками тренинга: да, происходят. Люди начинают быть раскрепощенней, лучше импровизировать, лучше говорить, лучше фантазировать. В каком-то смысле можно сказать, что участники тренинга вспоминают, каково это быть детьми. Есть такое суждение, что дети – лучшие актеры. Чтобы научиться быть хорошим актером, нужно разбудить своего внутреннего ребёнка. А чтобы разбудить его, нужно принять себя. 

- Большинство психологов говорит о том, что полное принятие себя - верный путь к жизни в гармонии с миром. Что нужно делать человеку, чтобы разбудить своего внутреннего ребенка и научиться принимать себя? 

- Дети – они искренни. Они не умеют до какого-то возраста что-то изображать, их эмоции настоящие. Они не пытаются изобразить эмоцию, они, действительно, ищут эмоцию, которую нужно донести. Взрослые же привыкли, особенно сейчас, в наше время (хотя сейчас даже у детей появляется такая проблема) не показывать, а изображать эмоции. Культура смайликов, культура текстового общения приучила людей к этому. Естественно, ребенку тоже не хватает многих вещей, например, дисциплины. Хотя как правило процесс дисциплинирования ребенка несет побочные эффекты в виду подавления в нем искренности, живости, которая так нужна актеру, да и, на мой взгляд, любому взрослому человеку. Поэтому тут важно опять же сохранить баланс. Разбудить внутреннего ребенка, но при этом оставить этого ребенка осознанным.

Человек, принимающий себя – я ставлю знак равенства между хорошим актером и человеком , принимающим себя – это человек, который понимает цель своих действий, понимает, зачем он что-либо делает. Мы привыкли во многом вместо того, чтобы понимать, чего мы хотим, ориентироваться на мнение каких-то экспертов, близких людей, даже если они некомпетентны в чем-то, но это не всегда совпадает с тем, что мы хотим, поэтому свои «хотения» мы, так сказать, засовываем куда поглубже в прямом и переносном смысле. Как раз Станиславский говорил о том, что важная часть сценической задачи это понять «хотение».

Например: «Я прошу денег в долг, потому что я хочу купить цветы любимой девушке. Хочу купить цветы любимой девушке, потому что я хочу, чтобы она поняла, что мои намерения серьезны». То есть мы определяем: «Я хочу». Каждое действие направлено на решение какой-то сверхзадачи. В жизни нам этого во многом не хватает. Понимать, чего «я хочу» и действовать в соответствии с этим – это и есть быть в гармонии с самим собой.

- Есть ли у Вас  ученики, которые полностью приняли себя после Ваших тренингов ?

- Я не знаю, насколько это исчисляется в процентах. Полностью принимающие себя люди, наверное, медитируют где-то в Тибете, они уже себя приняли, и они пытаются принять космос, дзен или что-то ещё. Я бы взял другую формулировку: «Есть ли на тренинге люди, которые понимают, зачем они ходят на тренинг». Для меня это уже достаточное условие их внутренней гармонии. Моя задача, чтобы человек понял, что он хочет и понимал смысл своих действий. Я буду считать, что мое занятие прошло не напрасно, даже если человек после тренинга четко скажет себе: «Я понимаю, что мне это не нужно». Я не думаю, что занятия по актерскому мастерству нужны каждому. Но думаю, что они нужны многим.

- Но как быть с тем, если человек осознал свои желания, но они вредоносны для него или общества?

- Не просто понимающий, что ему нужно, а еще понимающий, зачем. И «зачем» тут гораздо важнее, чем «что». Если человек четко может объяснить, зачем его хотение, его, по Станиславскому, сверхзадачу, и это не расходится с логикой здравой и здравым смыслом, то этот человек в гармонии с самим собой. Мы не берем людей, которые нарушают нормы морали, потому что зачастую у них как раз отсутствует здравый смысл. Главное – понимать цель своего действия.

- Лайфхак от Вас для читателей: При каждом действии спрашивать себя :"А зачем?" и повторять вопрос на каждый последующий свой ответ, что позволит выяснить истинную потребность.

- Да. Это также поможет понять ненужность некоторых действий, которые выполняются рефлекторно и бессознательно.

- То есть занятия на тренинге ведут к осознанности, которая в свою очередь ведёт к гармонии?

- На самом деле уровень осознанности определяется не на тренинге, а в репетиционном процессе. Как раз в феврале у нас уже планируется работа над постановкой. Именно в процессе репетиций видно, насколько человек осознанно подходит к работе над ролью, в том числе, и домашней, которая заключается не в том, чтобы постоянно перед зеркалом репетировать текст, а в том, чтобы побольше фантазировать и думать о роли, примерять ее для себя и находиться в ней, понимая, кого ты играешь, а не пытаясь своего персонажа сделать наиболее смешным или наиболее депрессивным.

- Есть ли у Вас любимые упражнения с участниками тренинга?

- Разные упражнения преследуют разные цели. Есть упражнения на внимание, на воображение, на развитие импровизации. Наиболее интересны и для детей, и для взрослых этюды. Их любят все – и стар, и млад. Этюды - это концентрированный театр. Хорошо сработанный этюд - это маленький импровизированный спектакль. Но в отличие от спектакля для этюда не нужно учить текст, там можно импровизировать на ходу. Наверное, за это их и любят. В этюдах можно играть в театр, примерять на себя роли, которые не могут примерить в реальной жизни.

- Какие студии в «Сонете» по актерскому мастерству Вы еще можете посоветовать?

- В «Сонете» много различных студий для разного возраста. Для малышей 7-9 лет есть две группы «Этюд», одну из них я как раз веду. Есть подростковый театр «Колесо» (с 12 до 16 лет).  "Творческая лаборатория "Дельта-план" Елены Бокаревой (с 12 лет).

В театр рабочей молодежи Ольги Бороздиной ходят участники от 16 и старше: студенты и взрослые. Недавно они поставили спектакль «Привет, давай поговорим», и который я рекомендую всем посмотреть, чтобы понять что-то о специфике студийных спектаклей: насколько они отличаются от самодеятельных или профессиональных театров.

Ещё есть подростковая студия «Диалог», они недавно сделали постановку по Ольге Фокиной.

Очень советую занятия по искусству речи с актрисой Любовью Губернаторовой, это педагог от Бога. Её выпускница  окончила ВГИК с красным диплом, сейчас снимается в сериалах. У "Сонета" есть и другие известные выпускники: молодые актеры Никита Оносов (поступил  в Школу-студия МХАТ в Москве), Денис Малахов (ЯГТИ), Антон Зайцев (областной колледж искусств) играет в ТЮЗе.

Некоторые постоянные участники тренинга Александра поделились своими впечатлениями от занятий.

Лариса, 25 лет, методист по связям с общественностью Централизованной библиотечной системы: «О тренинге я узнала от друзей и мужа - много слышала о том, что это интересно и весело. Решила попробовать сама, поняла, что это ещё и очень полезно. Занятия по актёрскому мастерству учат взаимопониманию, работе в команде, импровизации, прокачивают чувство юмора, а эти качества важны не только для тех, кто хочет выступать на сцене. Кроме того, это отличный отдых после работы. очень полезно переключаться, иметь занятие "для души"».

Дмитрий, 28 лет, грузчик: «Я узнал о занятиях в «Сонете» от Саши, потому что раньше уже ходил к нему на театралку, а про нее узнал случайно на «Ночи» в библиотеке имени Бабушкина. Там люди ставили короткие этюды, и мне понравилось. Я всегда считал себя достаточно скромным и даже застенчивым человеком. А на курсах мне приходится делать то, что в обычной жизни я вряд ли бы сделал. И еще можно "примерить" на себя разные роли и побывать в различных ситуациях, начиная от случайных прохожих, случайно застрявших в лифте, и заканчивая какими- то семейными разбирательствами. Все, на что хватит вашего воображения. Мне нравится, как Саша преподает. Каждое занятие отличается от предыдущего, но в то же время я вижу их взаимосвязь. Много практики. Ну и сама атмосфера на курсах очень дружелюбная. Мне тренинг даёт раскрепощение. Я перешагиваю через дискомфорт. Мой мозг говорит: "Ок, теперь мы это можем. Давай дальше..." Такое состояние потока. Рекомендую его, прежде всего, "скромняшкам", которые считают себя самыми зажатыми людьми на свете (поверьте, это не так), "взрослым" которые хотели бы заниматься театром, а на детские курсы уже поздно, и всем, кто любит примерять разные роли». 

Артем, 27 лет, системный администратор: «Мне очень нравится тренинг, я затащил туда уже многих знакомых». 

Дмитрий, 21 год, студент: «Меня на тренинг позвал старший брат. Там весело. Ходят разные люди. Я благодарен тренингу за новые знакомства». 

Диана, 24 года, психоаналитик: «О тренинге я узнала от подруги, которая тоже там занимается, и я решила сначала просто сходить посмотреть. Очень понравилась атмосфера занятия: весело и дружелюбно. Саша очень хороший преподаватель, умеет держать внимания и контролировать группу: без применения агрессии поддерживать в ней рабочую атмосферу. На тренинге я учусь быть раскованней и увереннее в себе, преодолеваю страх публичных выступлений и учусь работать с партнером: слушать других и взаимодействовать с ними. Занятия я бы посоветовала бы всем, кто хочет стать увереннее в себе на публике и попутно узнать о своей личности и её возможностях что-то новое».

Если вы желаете прийти на занятие, можно записаться в группе в социальной сети или написать в личные сообщения Александру Зачесову

Дарья Губа