Эти две иконы единственное, что дошло до наших дней из комплекса «Откровения Иоанна Богослова». Они более известны как Апокалипсис, который содержит 22 главы. Сохранившиеся иконы – это иллюстрации к последним главам Апокалипсиса. Анализ показал, что святыни были написаны на рубеже XVII-XVIII веков и буквально до последнего времени музейщики не знали, из каких церквей они были привезены.
Известно лишь то, что в музей изобразительных искусств из Архангельского краеведческого музея они поступили в 1961 году. Иконы были такими черными от времени, что их содержание было практически не разобрать.
И вот загадка с иконами разрешилась. Историю ликов выяснила Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Архангельска:
- Иконы происходят из Нижних Матигор, это село в Архангельской области. Когда-то там стоял храм Иоанна Богослова, сейчас его уже не существует. Рядом с ним стоял другой храм – Борисоглебский. Именно в нем, в трапезной и находился комплекс из 14 икон Откровений Иоанна Богослова. Причем, если судить по архивам, то уже в 1801 году иконы уже были в плохом состоянии, значит, написаны они намного раньше. К концу XIX века из 14 икон комплекса осталось только четыре, а до нас, в конечном счете, дошли только две.
Предполагается, что иконы цикла «Откровений» писали иконописцы из артели Холмогорского архиерейского дома. А реставрировали их спустя более 200 лет московские специалисты Центра реставрации имени Грабаря. Именно эти две реликвии в течение всего лета будут находиться в стенах Кирилло-Белозерского музея - заповедника, сообщает новостной портал pravdasevera.ru.
Ольга Хрипина