В конце года от многих людей часто можно услышать, что они «словно выжатый лимон», что хочется все бросить и уволиться. Откуда берутся такие мысли? Все дело в большом объеме предновогодних дел или в чем-то другом? Младший научный сотрудник Вологодского научного центра Российской академии наук Анна Кулакова решила исследовать проблему профвыгорания и выяснить, почему работа становится не в радость, а в тягость.
Как рассказывает ученый, с профессиональным выгоранием сталкивается большое число работников. Трудовая деятельность позволяет человеку обеспечить свое существование, реализовать личностный потенциал. Но вместе с тем, из-за нагрузки и стресса, она может стать причиной профессионального выгорания. Такое влияние усугубляется нестабильным, изменяющимся, сложным внешним устройством мира. В последнее время все чаще симптомы выгорания стали появляться на фоне развития удаленной работы из-за коронавируса.
— Сначала от чрезмерного участия в работе у человека наступает истощение энергетических ресурсов, он перестает получать удовольствие от трудового процесса, затем его накрывает безразличие, далее последовательно идут стадии эмоциональных реакций (депрессия, агрессия), деструктивного поведения (ригидность, то есть неподатливость, отказ от хобби), психосоматических проблем (бессонница, болезни). И как конечный результат — ощущение бессмысленности жизни. Человек не понимает ради чего все то, чем он занимается, — рассказывает Анна Кулакова.
Факторов профессионального выгорания достаточно много, один из наиболее часто встречающихся — принадлежность к профессиям группы риска (специалисты, которые имеют дело с большим количеством незнакомых людей, много общаются, вынуждены решать конфликты, работать с зависимыми людьми в условиях многозадачности и больших ожиданий общества) и страх потери рабочего места. Второй фактор профвыгорания — низкая оплата труда.
— Здесь все просто. Деньги — это своеобразный ресурс восстановления, дающий работнику возможность полноценно отдохнуть, обеспечить себя и своих близких качественными продуктами, комфортом. Отсутствие денег не позволяет восстановить затраченные ресурсы в полной мере, — поясняет ученый.
Третий фактор — отсутствие четких стандартов, правил на рабочем месте и бюрократизация.
— Здесь речь идет о том, что на работе могут складываться ситуации, для которых нет проработанных технологий, четких алгоритмов, процедур, протоколов, не установлены должностные границы. Самостоятельное принятие решения требует большого объема энергии от сотрудника. Сюда же — большое количество отчетов, контроля, проверок, высоких требований. Неверно оформленная документация способна обнулить всю деятельность сотрудника. Как здесь не выгореть? — замечает Анна Кулакова.
Кроме этого, причинами выгорания может стать недостаточное развитие профессиональных компетенций, например, неумение говорить «нет», вести конструктивный диалог, экономить ресурсы, разделять ответственность и т.д. И что в таком случае делать? В том числе прислушиваться к себе, вовремя распознавать проблему и предпринимать действенные меры. Важно проговаривать сложные ситуации внутри коллектива, проговаривать эмоции.
Татьяна Почтеннова
Продолжение следует.
В следующем материале ученый расскажет, как отличить профессиональное выгорание от обычной рабочей усталости и что надо делать, чтобы профессионально не выгореть.