Вологодский ученый-генетик рассказал, какие заблуждения насчет генетики живут в народе

фото из архива Д.М.Кривошеева
Есть те, кто вообще не верит ни в саму науку генетику, ни в существование ДНК

С публичными лекциями на тему генетики доцент кафедры биологии и химии ВоГУ Дмитрий Кривошеев выступает достаточно часто. Наш корреспондент пообщался с ученым и узнал, какие чаще вопросы ему на таких встречах задают, и какие мифы о генетике ему приходится развенчивать.

- Дмитрий Михайлович, вы часто выступаете с лекциями по генетике. Какие вопросы вам чаще всего задают?

- Слушателей интересуют разные вопросы по генетике, часто спрашивают, например, про то, как генетические тесты могут помочь в установлении тех или иных заболеваний, как они могут помочь определять предрасположенность к различным талантам, видам деятельности, узнать про особенности психики и когнитивных процессов. Все это действительно в значительной степени зависит от насделдственности.

Кстати, интересно отметить, что у людей интерес к тому, как работает их организм, возникает не в школьные и не в студенческие годы. Проводя различные научно-популярные мероприятия, я вижу, что в зале собираются, в основном, люди где-то за тридцать лет. Видимо, когда начинает что-то болеть, когда появляются дети, то и вопросы появляются.

- Какие заблуждения насчет генетики приходится развеивать?

- Таких заблуждений очень много, начиная с того, что некоторые люди вообще не верят в существование ДНК. Да, в советские времена был период, когда генетику считали лженаукой, но когда такие утверждения слышишь сегодня, то, конечно, берет оторопь. Есть люди, которые знают термины, но понимают их совершенно неправильно. К примеру, люди часто неправильно и не к месту используют выражение «генетический код». Поддерживают эту  тенденцию и журналисты, когда говорят, что «у человека обнаружен такой- то ген», скажем, ген воина. Во-первых, нет такого гена, который определяет воин ты или не воин. Есть ген, который действительно определяет, так скажем, склонность человек к агрессивному поведению. Но этот ген МАОА (ген моноаминоксидазы А) есть у всех, только у разных людей встречаются разные его варианты. И действительно от вариации этого гена зависит, насколько человек будет вести себя агрессивно при соответствующих обстоятельствах.

-. Как вам удается «цеплять» аудиторию темами о генетике?

- Во-первых, я думаю, во мне сочетаются с одной стороны склонность к научному познанию и анализу самой разнообразной информации, а с другой - определенные актерские способности. Мне очень нравится выступать перед аудиторией, делиться с ней знаниями. Я люблю материал, о которым рассказываю, и искренне люблю аудиторию. Люди пришли, они открыты для информации, и я должен давать информацию проверенную и в интересной форме. Во-вторых, вопросы генетики, здоровья, особенности нашей биологии, касаются каждого человека и поэтому «цепляют».

- Почему считаете важным занятия по популяризации генетики?

- Люди должны понять, что знания об особенностях их наследственности - это чрезвычайно важная информация для построения жизни в самых разных аспектах, начиная от рациона и посещения различных врачей, заканчивая планированием семьи и даже карьерных моментов. А еще глобально для меня очень важна борьба с мракобесием. Многие люди верят во всякую ерунду, вроде той, что коронавирус – это выдумки, что можно создать этнически ориентированное оружие и так далее. Все это от того, что люди, к сожалению, очень плохо разбираются в том, как устроен живой организм, какую роль играют генетическая информация. Я в меру своих скромных сил стараюсь помочь людям узнать, как все это устроено.

Кстати, надо сказать, что сегодня наряду с очень заметным мракобесием мы видим и людей, которые с большим интересом ходят на научно-образовательные, просветительские мероприятия, в частности, на открытые лекции, которые организуются в Вологде. Очень приятно, что люди в свободное время приходят, чтобы прикоснуться к знанию.

Татьяна Почтеннова

 

Загрузить ещё