Домик из глины: Керамист рассказала об идее воссоздать в керамике деревянную Вологду

Сохранять памятники деревянного зодчества можно по-разному

Каждый год деревянная Вологда несет утраты, все сложнее ей сохранять дух старинного русского города. И здесь на помощь приходят люди творческие.
О гончарном ремесле и об идее запечатлеть деревянную уходящую красоту в глине наш корреспондент пообщался с керамистом Анастасией Нуриджанян.

— Анастасия, расскажите, пожалуйста, как родилась идея воссоздать в керамике деревянную Вологду?
 — Все истории начинаются из детства, и моя — не исключение. Наша семья жила в центральной части города и мы с родителями часто ходили в парк ВРЗ. По дороге я разглядывала деревянные дома, восхищалась резными деталями. Они мне казались невероятно красивыми, сказочными. Потом была учеба в художественной школе, после окончания которой один из педагогов сказал, что однажды мне захочется делать что-то вологодское, то есть представлять место, в котором я живу. Так и вышло. Спустя годы я, что называется, доросла до того, что захотелось говорить, в том числе и посредством творчества о своей родине.
Мысль лепить вологодские дома из глины пришла после того, как мне прислали из Кипра фотографию керамического окошка со ставнями. Это фото сопровождалось предложением создавать что-то подобное, но вологодское. Идея понравилась. Сперва делала керамические окошки с наличниками, потом попробовала делать панно — керамические картины с вологодскими домами. Делала и небольшие стилизованные домики-светильники. В итоге картинка сложилась, и я поняла, чем мне хочется заниматься. Захотелось лепить из глины конкретные деревянные дома, которые стоят в городе. Вот так и родилась идея воспроизведения деревянной Вологды в керамике. Сейчас готово уже около 40 домов, выполненных в разных техниках.

— Ваши работы — это точные копии памятников архитектуры?

 — Это не копии и не макеты деревянных домов. Это художественное произведение, при работе над которым я в чем-то могу отступить от оригинала, что-то изменить. Тем не менее, мне хочется, чтобы дома из керамики были максимально похожими на свои прототипы. Чтобы этого добиться этого я еду на место и фотографирую со всех сторон тот или иной памятник деревянного зодчества. Некоторые старинные дома, которые уже утрачены, делаю по фотографиям, найденным в интернете либо в архивах. Перед работой обязательно делаю детальные эскизы. Не исключено, что собранные материалы перерастут в настоящее издание.

Кстати, в прошлом году мы выиграли грант «Деревянная Вологда» на материалы для изготовления деревянной Вологды в керамике. Цель проекта –создание керамических миниатюр наиболее значимых памятников деревянной архитектуры Вологды и организация тематической выставки в Центре ремесел по итогу года.

 — Нередко можно услышать, что в 21 веке нет места ремесленникам. Согласны вы с этим мнением?
 — И да, и нет. Дело в том, что в настоящее время традиционная керамика практически не пользуетсяспросом. При этом человек, который занимается гончарным ремеслом, обязан знать его историю и традиции. Ведь это едва ли не единственное ремесло, в котором практически ничего не поменялось, то есть, новых форм практически нет. Все, что делается современное, все исходит от традиционных классических керамических форм. Поэтому ремесленникам возможно в 21 веке места практически и нет, потому что место есть мастерам. А что такое настоящий мастер? Это человек, который ремесло может превратить в искусство. И сейчас как раз такое время, когда люди как никогда нуждаются в настоящих мастерах, которые способны сделать что-то необыкновенное, необычное.
Татьяна Почтеннова
Фото из личного архива А. Нуриджанян

Загрузить ещё