О том, каких подростков принято считать трудными, и что могут сделать взрослые, чтобы число трудных подростков не увеличивалось — нашему корреспонденту рассказала педагог-психолог областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Анна Балахонова.
— Анна Степановна, каких подростков называют трудными и почему?
— В переходном возрасте очень часто детей называют трудными подростками. Этот период перехода от детства к взрослой жизни достаточно сложный в жизни ребёнка. Происходят различные психологические, физиологические изменения, меняется, конечно, и поведение, что накладывает определенные изменения на взрослеющую личность и её окружение. А если проблемы с воспитанием уже были изначально, то взросление проходит еще сложнее. Для окружающих, изменившееся поведение подростка, оказывается полной неожиданностью, от чего и возникают конфликты с семьей, учителями, сверстниками.
— Трудные подростки вчера и сегодня. Есть ли разница?
— Разница есть. Наблюдается позиция вседозволенности, больше инфантильности, уязвимости и претензий к жизни, на мой взгляд. Ну и, конечно, свою роль играют гаджеты, а это все чаще зависимость, вовлеченность в виртуальный мир, который навязывает свои ценности и вносит еще больше неопределенности.
— По вашим ощущениям, больше или меньше сегодня подростков, которых принято называть трудными. И с чем вы связываете ростлибо уменьшение их числа?
— Выражение «трудный подросток» сейчас очень часто используется для характеристики ребёнка, поведение которого не вписывается в нормы, принятые в обществе. Ну а поведенческие изменения приходятся как раз на пубертатный период. И подростковый кризис у нас претерпевает изменения, а именно молодеет, первые признаки начинают проявляться уже в 9–10 лет, соответственно и количество детей с данной проблемой увеличивается.
— Что могут сделать взрослые, родители, школа, чтобы число трудных подростков не увеличивалось, а уменьшалось?
— Трудные подростки — это жертвы равнодушия взрослых. Подростки не хотят просить совета, помощи у родителей в важных для них вопросах. А всё потому, что взрослые не считают это проблемами и отмахиваются: «Не придумывай, какие у тебя могут быть проблемы?» или «Да, ерунда, все нормально!». А для ребенка, с его детским жизненным опытом — это глобальная проблема, буквально вопрос жизни и смерти! Что мы, взрослые, можем сделать? Посмотреть на ситуацию глазами своих взрослеющих детей. Понять, что трудных детей нет, просто у них есть трудности, с которыми мы вполне можем помочь им справиться. Главное, установить контакт и договориться, а не стремиться подавить подростковый бунт, запугать, слепить из подростка удобного и послушного ребёнка. Стоит помнить, что мы, взрослые, были детьми, а вот дети только учатся быть взрослыми! И наша задача, как родителей, как взрослых, стать для наших детей надежным проводником во взрослую жизнь.
Татьяна Почтеннова