Около пяти лет назад неподалеку от Вытегры на берегу Онежского озера был обнаружен остов деревянной лодки XVII века. С тех пор исследования уникального артефакта не прекращаются.
К каким сенсационным выводам пришли ученые в ходе изучения судна, нашему корреспонденту рассказал дендрохронолог, член ВОО «Русское географическое общество», специалист-эксперт УМВД России по
г. Вологде Юрий Жаворонков.
- Юрий Михайлович, что на данный момент ученым удалось узнать о судне?
- Это деревянное плоскодонное судно длиной 21 метр и шириной около 6 метров, высота бортов могла достигать 4 метров. Использовалось оно в основном для хождения по рекам и озерам, было характерно для передвижения по водно-волоковым торговым путям Русского Севера. Построено судно согласно результатам дендрохронологического анализа его древесины в «допетровскую» эпоху - в 1646-49 годах. Большинство образцов древесины судна относятся к 1646-1649 годам, а некоторые деревянные элементы датируются 1630-ми годами и периодом с 1652 по 1657 годы, что может свидетельствовать о ремонте судна и перевозке на нем запасных частей от предыдущего корабля.
То есть на дне Онежского озера на глубине примерно 6-7 метров лодка пролежала больше 300 лет. Как она оказалась на берегу? Вероятнее всего, во время сильного шторма (как поясняют местные жители, 18 августа 2018 года был очень сильный ветер, ломало деревья) судно было сдвинуто со своего места в акватории бухты Петропавловского мыса. Возможно, не растворимый в воде груз, перевозимый судном, съехал с него, или может верхняя палуба (которую не выбросило на берег или она пока не обнаружена) отделилась от судна, или же остов судна оторвало от просмоленных канатов с каменными якорями. В итоге, остов и фрагмент борта были выброшены на песчаный берег бухты.
- Из чего же лодка была построена - 300 лет она пролежала под водой и с ней практически ничего не случилось?
- Основа судна и набои бортов (доски бортов «сшитые» между собой) сделаны из древесины породы сосна, все выгнутые элементы, например, килевой шпангоут 1632 года - из древесины породы ель. Древесина однозначно вологодская, место произрастания - северо-запад современной Вологодской области, т.е. местность, окружающая Онежское озеро. Строилась судно по определенному плану мастера-кораблестроителя, подтверждение - зарубки и затески, сделанные топором, как своеобразная разметка на остове. Но с этим вопросом надо еще разбираться, эти исследования в перспективе следующего года. Маленькие железные скобки, держащие «ласт» - деревянные планки (нащелники), закрывающие мох-конопатку, изготовлены (выкованы) из болотно-озерного железа, вероятнее всего, также местного происхождения.
Добавлю, что сосна более крепкий материал, потому она и использовалась в изготовлении плоского днища – остова. Судно проходило по мелководью, по камням, по песку, то есть оно ходило из одного озера в другое озеро, как по крупным, так и по небольшим, достаточно мелким рекам либо по копаным каналам. Возможно, выходило и на «большую» воду (озера, заливы морей), но ходило только около берега. Использовалась лодка, как большущая баржа для перевозки различных грузов и товаров, например, строительного камня, пушнины, поташа, соли и других товаров, характерных для XVII века. Судно, по нашим подсчетам, прошло 9-10 навигаций и затонуло в период с 1658 по 1661 годы, в этот период в некоторых исторических документах фиксируются сильные ветра, в частности, осенью 1661 года в Москве и Вологде. Возможно осень указанного года и была последним сезоном навигации данного судна.
Что еще помогло сохранить артефакт в таком хорошем состоянии, так это само Онежское озеро, воды которого холодные и чистые.
- Чем еще интересна находка?
- Тем, что кованных металлических элементов на остове практически нет, исключения составляют небольшие по размерам скобки, держащие «ласт», и несколько кованных гвоздей, вколоченных в носовой и кормовой частях судна в брусья днища, для возможного усиления. Деревянные элементы судна «сшиты» корнями и ветвями молодых деревьев породы ель. Для того чтобы получить такой канат - «вицу» для «шитья» лодки толщиной около 2 см, ветви и корни деревьев распаривали, закручивали и наматывали на специальные приспособления. Затем в деревянных элементах судна делались отверстия, прокладывался мох с пропиткой (смолы хвойных деревьев и животный жир) и происходило их «сшивание». Мастер «вицей», как большой иглой с ниткой, стежок за стежком «прошивал» судно, прикрепляя один деревянный элемент к другому. В воде «пришитые» деревянные элементы разбухали и в итоге прекрасно держались.
Таким образом, суда строили на Руси до указа Петра I, запрещающего соединять деревянные элементы кораблей на старый манер, т.е. скреплять «вицей». Император внедрял европейские технологии, с использованием металлических крепежей. Петровские реформы и технологии поддержали, но надо отметить, что в северных краях России, небольшие, частные суда «шили» таким образом даже до середины XX века. В настоящее время эту технологию восстанавливают вытегоры - ученики школы «Корабелы Прионежья».
Добавлю, исторических деревянных судов того времени, такой сохранности и таких размеров пока в нашей стране больше не обнаружено. Неслучайно вытегорская лодка признана уникальным артефактом. Фрагмент подобного судна, но с явно выраженным килем, находится в Стокгольме. Судно, обнаруженное в Швеции, кстати, считается русским, хоть и было найдено во время работ по благоустройству береговой зоны.
Надо сказать, исследование судна, которое идет с декабря 2018 года, продолжается до сих пор. Кстати, в этих исследованиях также принимает участие моя дочь - Дарина Жаворонкова, студентка Вологодского государственного университета, молодой историк и будущий педагог.
Татьяна Почтеннова