Как показывают исследования, сегодня каждый второй ребенок проводит в интернете практически все свободное время, двое из пяти детей сталкиваются в сети с негативной информацией, оскорблениями и угрозами. При этом многие родители ничего не знают ни о том, что такое кибербуллинг, ни о том, что их дети в интернете сталкиваются с травлей.
Что надо знать об этом явлении? Если буллинг – это травля в обычной жизни, то кибербуллинг – это травля с использованием цифровых технологий.
- Происходить такая травля может в любом виртуальном пространстве - в социальных сетях, мессенджерах, на различных игровых платформах, в мобильных приложениях, то есть везде, где человек использует гаджеты. Также, как и буллинг, кибербуллинг - это целенаправленная модель поведения, задача которой запугать, разозлить или опозорить того, кто стал объектом травли, - рассказывает психолог Игорь Заика.
Выглядеть травля в интернете может по-разному. Это и распространение ложной информации, и размещение ставящих в неловкое положение человека фотографий в социальных сетях, в том числе с использованием различных редакторов. Это может быть отправка обидных или угрожающего характера сообщений в мессенджерах, в том числе от имени какого-то виртуального, не существующего человека, с использованием аватаров и ложных страниц.
При всей схожести у этих двух явлений есть и различия. По словам психолога, у кибербуллинга более угрожающий для подрастающего поколения характер.
- Во-первых, из-за возможности масштабно влиять на человека за счет рассылок угроз, фотографий и т.д. В реальной жизни это не всегда осуществимо. Во-вторых, технические возможности явления не ограничены ни пространством, ни временем. Если в обычной жизни человек сталкивается с буллингом в какой-то конкретной обстановке и конкретное время, то кибербуллинг - это травля 24 часа в день, семь дней в неделю, - говорит эксперт.
Как уберечь своего ребенка от травли в интернете? Первый и главный совет родителям - личным примером показывать, что цифровое пространство не так значимо и не так влиятельно на человека, как зачастую дети себе представляют.
- Личный пример поведения взрослого, проведение им свободного времени с семьей, ребенком в хобби, творчестве или какой-то другой конструктивной деятельности в реальном мире является одним из лучших профилактических средств. Кроме того, важно создание и поддержание доверительных отношений с ребенком, - рассказывает психолог.
Как говорит Игорь Заика, также надо понимать, что ребенок из-за угрозы потери доступа к сети по причине того, что у него что-то там происходит не то, может закрыться. Поэтому стоит подумать о создании альтернативных способах проведения досуга, не связанных напрямую с гаджетом, цифровой средой, но схожих по тематике. Например, лазертаг вместо компьютерных шутеров или квесты вместо логических игр. Аналоги можно подобрать под любой вид проведения ребенком времени в сети. Дети охотно на эти предложения откликаются, видя личный положительный пример родителей.
Татьяна Почтеннова