Исследованием маршрутной сети общественного транспорта в областной столице сотрудники кафедры «Автомобилей и автомобильного хозяйства» ВоГУ занимались с марта по октябрь 2022 года. Основные результаты проделанной работы они представили вологжанам в конце того же года. А с начала 2023 года руководство Вологды приступило к реализации предложений вологодских ученых.
- Первое, что надо сказать, это то, что любые расчёты выполняются только на основании сбора точных данных о потребностях населения в пассажирских перевозках. Для достижения этой цели мы провели масштабное исследование пассажиропотоков. В итоге стало понятно, откуда, куда и сколько пассажиров нужно перевезти. - рассказывает руководитель проекта, старший преподаватель кафедры «Автомобилей и автомобильного хозяйства» ВоГУ Анатолий Востров.
После изучения потребностей населения необходимо было разработать маршрутную сеть, соответствующую установленному критерию. Был взят общепринятый для подобных расчетов критерий наименьших затрат времени пассажиров на ожидание, перевозку и пересадку (при необходимости). При этом при расчетах накладывались ограничения с одной стороны по обеспечению наполняемости салонов автобусов, чтобы минимизировать убытки перевозчиков с другой стороны, чтобы интервалы движения не были больше установленных.
- Чтобы связать все 25 периферийных района города беспересадочными сквозными маршрутами, таких маршрутов должно быть ровно 300, - продолжает Анатолий Востров.- Понятно, что при выпускаемых на линию менее 200 автобусах это технически невозможно, так что пересадки неизбежны. И вообще компоновка города с его радиальными магистралями (ул. Герцена-Конева, Северная-Дальняя, Чернышевского, Ленинградская, пр.Победы и Пошехонским шоссе), тангенциальными улицами (Горького, Можайского, Романова, Петина, Ярославская) и малыми районами, находящимися за границами крупных районов, в которые ходят магистральные маршруты (Лоста, Козицино, Родионцево, Екимцево, Молочное, Прилуки и Семенково, Аэропорт, Доронино, Баранково и ул.Элеваторная) накладывает множество технических ограничений.
Как отмечает руководитель проекта, несмотря на то, что расчеты математически обоснованы, при составлении маршрутов всегда имеется творческий элемент. Его ученые использовали для того, чтобы в разрабатываемой сети максимально возможно узнавалась сеть, существующая до этого. В целом удалось сохранить достаточно хорошую существующую сеть маршрутов общественного транспорта и при этом устранить накопленные недостатки.
По словам одного из участников исследований маршрутной сети, доцента кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» ВоГУ Петра Смирнова, перед специалистами кафедры не стояло задачи как-то радикально изменить существующую маршрутную сеть. В основном, предложения касались изменения существующих маршрутов. При этом, не всё то, что было предложено, власти города реализовали на практике. Кроме того, при подготовке проекта были ограничения в виде технических заданий от горадминистрации.
В настоящее время сотрудничество вологодских ученых с городскими властями в плане улучшения маршрутной сети завершено. Но сотрудники кафедры готовы и дальше работать по данной теме.
- Наша работа с городом завершена. Хотя ранее власти города заявляли, что надо обязательно привлекать профильных специалистов с нашей кафедры для решения конкретных проблем. Сейчас, к сожалению, чаще привлекаются московские эксперты. На наш взгляд, разумнее было бы привлекать нас хотя бы к обсуждению, рецензированию разрабатываемых проектов и планов. Потому что мы мало того, что все-таки достаточно компетентны в этой сфере, но и сами являемся жителями Вологды и прекрасно знаем проблемы города, - говорит Петр Смирнов.
Как отмечает эксперт, сегодня кафедра более активно сотрудничает с ГИБДД. В частности, специалистов привлекали на проект по организации дорожного движения на площади Бабушкина и в районе первой школы у Красного моста.
Татьяна Почтеннова