Gorodvo.ru - Вологодские Новости
Общество

Популярный лектор рассказал, как привить ребенку любовь к чтению

Популярный лектор рассказал, как привить ребенку любовь к чтению
Лето, пожалуй, лучшее время, чтобы взять в руки книгу

Наш корреспондент пообщался с популярным лектором, учителем русского языка и литературы Александром Миликом и узнал, как привить ребенку любовь к чтению, а взрослым вернуть тягу к чтению.

 - Александр, вы выступаете с лекциями по литературе для всей семьи, плюс в рамках проекта «ПроЧТЕНИЕ» в областной библиотеке обсуждаете различные произведения. Как появилась эта идея?

- Встречи в областной библиотеке - одна из активностей моего проекта «ПАПАБУК», в который входят несколько циклов лекций, подкаст, два книжных клуба и другие форматы. Поэтому логичнее будет рассказать об этом проекте. Возник он благодаря моей жене (тоже учителю русского языка и литературы). Она подталкивала меня к созданию сообщества единомышленников, любящих чтение, увлеченных нашей культурой и языком. К тому моменту (год назад) я активно читал лекции и проводил различные мероприятия на разных площадках города, области и страны. Группа стала местом, где слушатели смогут присоединиться к нам и продолжить общение.

-  Что проект дает вам и что читателям?

 - Хочется избежать пафоса, но в верной формулировке он присутствует. Проект направлен на популяризацию семейного чтения, литературы и книг. Что он дает?... Приятно думать о том, что посетители мероприятий, подписчики группы, участники читательских клубов (взрослого и юношеского) впускают литературу в свою жизнь и в ней что-то качественно меняется. Самое ценное, когда кто-то пишет сообщения с развернутыми рассказами о том, что стали больше проводить время с семьей, делиться книгами, смотреть и обсуждать фильмы, снятые по мотивам художественных произведений.
- Какие вопросы вам чаще всего задают на лекциях?
- Самый частый вопрос: «Как ЗАСТАВИТЬ ребенка читать?». И самое грустное здесь слово «заставить». Чтение «из под палки», возможно, но недолговечно. Приятно находить маленькие ключи для решения частных проблем, рассказывать о книгах, которые тронут даже самых привередливых подростков.
- Главное, что для себя поняли за время проекта?

- Главным открытием или, как принято сейчас говорить, «инсайтом» стало понимание того, что эта тема нужна людям. Они «приходят» и остаются. А еще, радостно, что культура сближает. Идешь, например, по Тотьме или Сямже, а тебе машут рукой через улицу «Знаем, слышали на форуме/фестивале». Мечтал бы побывать с лекциями в каждом округе нашего региона.

- Как бы вы охарактеризовали сегодня ситуацию с чтением? Какие видите здесь проблемы?  

- Во-первых хочется сразу оспорить миф о том, что «люди не читают». Читают, но вот ЧТО? Здесь нужно поступательно избавляться от разных спорных публичных страниц и каналов с горячими новостями и странными статьями. Заменять ленту телефона на легкую книгу, много гулять, читать на свежем воздухе.
- Как можно было бы, на ваш взгляд, привить детям любовь к чтению, а взрослым вернуть тягу к чтению? И нужно ли это?

- Любовь к чтению – часть образа жизни. Вполне возможно, что этот вид досуга может не нравиться человеку из-за темперамента. Ты ему: «Почитай «Обломова»», а человека сердце зовет покорять горные вершины. Всему свое время. На мой взгляд, лучший способ привить любовь к чтению: правильная среда и личный пример. Все как и в спорте.

- Считается, что прививать любовь к чтению детям должны родители. Играет ли школа, точнее уроки литературы сегодня какую-то роль в этом деле?

- Конечно, семья оказывает на ребенка огромное влияние, но, хочется верить, что и учитель своим авторитетом может «разжечь» тягу к чтению. Здесь школа и семья должны играть в одной команде. Родители создают среду, а учитель увлекает за собой, рассказывает об авторах и их текстах так, что самым главным желанием становится не приобретение трендовой игрушки, а покупка интересной книги в хорошем издании.
- Любят ли ваши ученики читать книги? Какие литературные герои у них любимые?

- Я был бы большим лжецом, если бы ответил однозначно. Дети любят читать, НО... После этого троеточия можно перечислить разные факторы, которые мешают подросткам делать это на постоянной основе. Усталость, плотный график, секции, личная жизнь. Иногда важно дождаться ТУ САМУЮ книгу, после которой не захочется бежать на перемену, а остаться около учительского стола и продолжить обсуждение/спор. В моих ребят часто «попадает» Петруша Гринев, Чацкий, Базаров, старшие классы много говорят о Раскольникове.
- Как вы отвечаете на вопрос, зачем и почему надо читать книги?
- Мне очень нравится метафора из одного рассказа Рэя Брэдбери, в котором мальчишка попадает в книгу и у него там целый таинственный мир.  Для меня чтение – это ощущение себя тем самым мальчишкой, которому все интересно и у которого еще все впереди. Желание не стоять на месте, развиваться и узнавать новое – самое лучшее, что может нам дать литература.

Татьяна Почтеннова