Портал ГородВо попросил медицинского психолога Татьяну Денисову, ответить на самые больные вопросы, связанные с чрезмерным сидением детей за компьютерами.
- Сейчас без интернета никуда, вслед за взрослыми много времени за гаджетами проводят и дети. В чем опасность такого увлечения?
- Во-первых, опасность представляет погружение ребенка в искусственную жизнь, которая очень мало общего имеет с реальной. А жить-то ему придется «в реале»! Особенно это касается компьютерных игр, многие из которых даже внешне безобидные построены на агрессии, убийствах, разрушении.
Общение в социальных сетях тоже во многом искусственное, так как полностью исключаются невербальное общение, которые и придают ему особый смысл, - жесты, мимика, интонации, взгляд.
Во-вторых, на любом экране (компьютер, телевизор, планшет...) мы видим двухмерное изображение, а сами живем и действуем в трехмерном пространстве! В еще несформировавшийся мозг ребенка (дошкольников и детей еще более раннего возраста) поступает искаженная информация об объектах, предметах, как о двухмерных. Особенно это касается компьютерных игр с эффектом глубины. В итоге - трудности в освоении письма, чтения, всех школьных предметов, где требуется понимание пространственных соотношений.
Кроме того, в результате длительного пребывания за компьютером страдают зрение, осанка ребенка, возникают мышечная слабость, сколиоз и т.п.
- Сколько можно ребенку проводить времени за компьютером?
- Рекомендации специалистов достаточно жесткие: для ребенка 6-7 лет – это максимум 15 минут в день, 8-11 лет – 20 минут, а для старшеклассников – 30 минут. Но я бы все-таки добавила для школьников еще 10-15 минут в день, если это требуется для обучения, развития, получения необходимой информации и т.п.
- Самые распространенные родительские ошибки, связанные с увлечением ребенка гаджетами?
- Запрещать ребенку делать то, что сами делают. Приказывать, принуждать, давить, увещевать, кричать, обзывать, физически наказывать. Полностью лишать ребенка доступа к гаджетам. Все это верные пути к формированию у него лживости, изворотливости, неуверенности в себе, агрессивности и пр. Ребенок все равно найдет возможность «общения» с гаджетами, а уважение и доверие к родителям будет потеряно.
- Какие основные признаки компьютерной зависимости?
- Ребенок не может остановиться, его невозможно оторвать от этого занятия ни криками, ни уговорами, в ответ – те же крики или истерика. От увлечения играми страдает общение со сверстниками и учеба. Вне игры ребенок беспокоен, тревожен, ничем другим не может заниматься. Играя в компьютерные игры, ребенок испытывает удовольствие и радость, а когда он вынужден заняться другими делами, - раздражен, агрессивен. Пропадает интерес к другим занятиям, которые раньше его увлекали. Постоянно увеличивается время, проводимое за компьютерной игрой.
Компьютерную зависимость (когда ребенок «день и ночь» проводит за компьютером, причем в основном играет) вполне можно сопоставить с алкогольной или наркотической. Ведь при любой зависимости человек стремится выйти из реальности и получить искусственным способом эмоциональную «дозу».
- И что тогда делать?
- Для профилактики зависимости лучше родителям самим подбирать для ребенка интересные, развивающие, обучающие игры и устанавливать лимит времени игры. Надо прививать ребенку отношение к интернету, как к источнику знаний, информации, а не средству эмоциональной подпитки. Можно вместе искать какую-нибудь информацию, можно периодически просить ребенка «помочь» найти важную для родителя информацию.
Надо обеспечить ребенку интересную, насыщенную жизнь - с походами, экскурсиями, подвижными играми; находить занятия, которые интересны как родителям, так и детям. Ребенку должно стать интереснее проводить время с родителями или за занятием, которое предложили родители, тогда чрезмерная тяга к компьютерным играм пропадет сама по себе.
Необходимо, чтобы ребенок имел возможность адекватного выплеска негативных эмоций и реализации своей активности. В этом может помочь приобщение его к спорту.
Надо давать всегда ребенку возможность выражать и высказывать свои эмоции, даже если это не нравится родителям.
Надо ежедневно хвалить ребенка даже за небольшие успехи, поддерживать его начинания и достижения. Помнить про важность телесного контакта и почаще обнимать ребенка. Являться образцом для ребенка – в здоровом образе жизни, в саморазвитии, культурном досуге, в умении конструктивно занять свое свободное время и т.п.
Главное при использовании гаджетов, как и во всем, - чувство меры. Особенно это касается детей.
Татьяна Почтеннова