Портал ГородВо встретился с кандидатом исторических наук Иваном Поповым, чтобы узнать, почему люди старшего поколения с ностальгией вспоминают о комсомоле и нужна ли была такая молодежная организация сегодня.
— Какое сегодня в обществе мнение о комсомоле?
— Всё зависит от принадлежности к поколению. Те, кто не пережил комсомольскую юность (а это все, кто сейчас моложе 40 лет), к ВЛКСМ, как правило, безразличны; а те, кто даже не родился в Советском Союзе, — тем более. Для них это совершенно незнакомая, а чаще и непонятная историческая реалия. Куда ближе к сердцу это воспринимает старшее поколение, хотя бы потому, что это часть их молодости. У многих бывших комсомольцев вполне естественное чувство ностальгии по тем временам. Тогда молодёжь была всегда чем-то занята, имела более высокие идеалы, отношения между молодыми людьми сплочёнными и доверительными, а сама молодёжь посвящала себя более созидательной деятельности и не сидела часами в интернете или смартфонах.
Комсомольское наследие
— На взгляд историка, в чем плюсы и минусы комсомола?
— Плюсов много, все, пожалуй, и не перечислить. Основные — это ликвидация неграмотности; строительство «Волго-Балта», «Череповецкого металлургического завода» (Северсталь), газопровода Ухта-Котлас-Череповец-Ленинград («Северное сияние»). Наконец, защита нашей Родины от захватчиков — чего стоят только подвиги таких комсомольцев, как Александр Панкратов, Анатолий Угловский, Василий Прокатов, Михаил Жуков.
Что касается минусов, то где были комсомольцы, когда распадалась их Родина — Советский Союз? Почему все они так легко сдали свою страну на растерзание капиталистам? Многие комсомольцы, между прочим, потом превратились в акул бизнеса. Так, Алексей Мордашов не только стал крупным бизнесменом, но и, с точки зрения марксизма-ленинизма — самым настоящим империалистом: ведь его компания активно занимается освоением зарубежных рынков.
Целую плеяду комсомольцев зигзаги судьбы завели в идеологию, враждебную марксизму-ленинизму. Многие из них, правда, по-прежнему ностальгируют о ВЛКСМ и временах высокой защищённости трудящихся, гордятся своими комсомольскими билетиками, и всё это каким-то парадоксальным образом не мешает им, к примеру, голосовать за повышение пенсионного возраста. Да что уж там говорить про рядовых членов комсомола, когда даже лидеры ВЛКСМ в 1990-е посвятили себя отнюдь не защите ленинского дела, ведь они и сами-то не верили в то, что отстаивали.
Поэтому комсомол — это не только костры, ударники, БАМ, энтузиазм, макулатура… Это ещё и целый конвейер формалистов, карьеристов, циничных прислужников, а нередко и откровенных двурушников. Многие представители комсомольской элиты перетекли в нынешнюю российскую элиту. И это, пожалуй, самое тяжёлое наследие комсомола для современного российского государства и молодого поколения. Эта элита опирается исключительно на администрирование, презирает критику и свободомыслие, интересы государства и вышестоящих ставит выше человеческого блага, любит показуху. Отсюда собственно и проистекают ключевые проблемы развития нашего государства, отсюда и далека до сих пор наша власть от народа.
Возвращение комсомола
— Нужен был бы комсомол сегодня?
— Это очень важный вопрос. Ведь часто высказывается с виду довольно разумное суждение, что комсомол был всем хорош, вот только не надо его было политизировать и ангажировать. Поймите правильно: главная причина несостоятельности комсомола была не в его политизированности, а в его безальтернативности: безальтернативности организации, безальтернативности идеологии, безальтернативности даже жизненного пути — вспомните известную песню, как «скоро мы будем вступать в комсомол, так продолжаются школьные годы». И потому, когда молодым людям в годы перестройки дали право выбора, ВЛКСМ разлетелся как карточный домик.
Не это ли всё лишний раз доказывает, что комсомол без тотального государственного контроля — это не комсомол. И поэтому воссоздание ВЛКСМ сегодня равно возвращению к принципу: «Партия сказала: «Надо», комсомол ответил: «Есть». Неужели нам сегодня нужна такая молодёжная организация, которая к тому же противоречит духу современной конституции? Для того чтобы развить высокую культуру и творческий потенциал молодого поколения не нужны единые общенациональные монстры. Достаточно того, чтобы молодёжь была всё время занята чем-то плодотворным в школе, учреждениях дополнительного образования, разнонаправленных молодёжных объединениях. А для этого нужны соответствующие государственные приоритеты и совершенно иной уровень обеспеченности всех вышеперечисленных учреждений.
Екатерина Васильева