Как рассказывает народный мастер России Майя Сысоева, тряпичные куклы различаются по назначению и по способу выполнения. Есть обрядовые и игровые. Обрядовые куклы имеют ритуальное значение. Их делали на свадьбу, рождение ребенка, на крестьянские праздники. Что касается способа выполнения, то в Вологодской области встречаются столбушки, скрутки, узелковые, пеленашки, вепсские куклы.
Самое главное в кукле — это ее конструкция. Видов оснований несколько. Может быть палочка или скрутка, заменяющая палочку, или узелковая голова со скрученным телом или крестовина.
- Это как скелет человека. Все остальное в кукле идет от той местности, где она была сделана. Ее и одевали в зависимости от местной моды, - рассказывает мастер кукол.
Одежда кукол вообще играет большую роль. Важно подобрать правильную цветовую гамму, даже если в руках всего три тряпочки. Как говорит мастер, цвет или лечит, или калечит. Поэтому куклы, которые приобретались с целью исцеления, могу «покалечить», если в них нет гармонии цвета или пропорций. Если кукла сделана качественно во всех отношениях, то она несомненно будет приносить радость.
Больше всего Майя Сысоева любит работать с ветхими лоскутками. По ее словам, чем старее ткань, тем больше вероятности, что она стопроцентно сделана вручную, что она прошла путь от засеянного семени льна до изготовления ткани.
— Моя идея в том, что человек вырастил лен, соткал из него костюм, носил его, потом вещь пришла в негодность. Так вот моя кукла, одетая в лоскутки от костюма, это вторая жизнь ткани, созданной руками человека. Этот смысл я и закладываю в своих кукол. Его не обязаны понимать все, это моя зацепка. Хотя много и тех, кто без моих объяснений, все это понимает. Для остальных я учусь делать сувенирную продукцию, но и в нее надо вкладывать душу. Без души ничего не могу делать, — замечает мастер кукол.
У кукол Майи Анатольевны лица нет. Как она говорит, своего лица для куклы она не нашла, потому что они для нее все разные. К тому же за лицом не видно образа, а для мастера важно, чтобы был оценен именно образ куклы.
По словам мастера, сегодня такого интереса к тряпичной кукле, какой, например, был лет пять назад, нет. Точнее интерес не пропал, он как бы раздвоился. Одни поняли, что в традиционной кукле не надо искать магическую сущность, что она сама по себе как предмет интересна. Другие все продолжают искать магию, верить, что куклы могут исполнять желания, приносить здоровье и так далее.
— Сейчас в интернете масса подобной информации и многие, к сожалению, верят во все эти сказки, в этих полумифических, в основном, придуманных кукол, - говорит Майя Анатольевна.
Когда мастер рассказывает про традиционную куклу, то люди чаще интересуется обережной куклой.
— Я им объясняю, что раньше оберегом мог служить любой предмет. А у нас сегодня бедная кукла несет на себе весь этот груз бытовой магии. Раньше кукла в первую очередь предназначалась для игр и для социализации ребенка, — говорит Майя Сысоева.
Кстати, такой же запрос на что-то чудесное, был и в 90-х годах. Только тогда в экстрасенсов верили, сейчас в магические способности кукол.
В сувенирных магазинах куклы Майи Сысоевой плохо продаются, как она говорит, не блещут они для народа. Берут хорошо те, про которые разные сказки сочиняются.
— Я считаю, делать можно все, что угодно, главное, чтобы было правильное цветовое сочетание и гармоничные пропорции. А еще нельзя выдавать за традицию современные придумки! — говорит Майя Анатольевна. — Тот, кто зарабатывает на продаже сувенирной продукции деньги, должен помнить, что он несет персональную ответственность за то, что что-то пообещал покупателю. Я вот на себя такую ответственность не беру.
Сегодня на Вологодчине знания и умения народного мастера кукол не особо востребованы. Последние семь лет Майя Сысоева ездит в Новосибирск, где в одной из художественных школ проводит занятия. По ее словам, там интерес к традиционной кукле выше, чем в Вологодской области.
— Я к этому философски отношусь, — говорит мастер кукол. — Понимаю, что когда-нибудь что-нибудь и пригодится. По крайней мере, я передаю свои знания тому, кто в них действительно нуждается.
Татьяна Почтеннова
Фотографии из архива Майи Сысоевой