1 апреля крупнейшие акционеры «Ленты» (TPG Group и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)) договорились продать свои доли компании «Севергрупп» Алексея Мордашова. Всего — 41,91%, сообщают «Лента» и «Севергрупп».
Алексей Мордашов должен заплатить $3,6 за расписку ритейлера, а за оба пакета — $728,9 млн. После этого покупатель выставит предложение о заключении сделки миноритарным (акционер компании, размер пакета акций которого не позволяет ему напрямую участвовать в управлении компанией) акционерам ритейлера: они смогут продать расписки на акции «Ленты» по $3,6 или акции по $18. Вся «Лента» оценена в $1,75 млрд, пишут «Ведомости».
Сделку должна согласовать Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Представитель «Севергрупп» сообщил, что ходатайство было направлено 2 апреля. По условиям, если ФАС не одобрит сделку до 31 мая, договор о приобретении акций перестанет действовать, сказано в материалах «Ленты». «Севергрупп» надеется получить одобрение за 30 дней, сообщил ее представитель: «Это достаточно стандартное для подобных соглашений условие. Мы не видим препятствий для того, чтобы сделка была закрыта». Пресс-служба ФАС пока не давала комментариев.
Несколько миноритариев недовольны ценой оферты. Представители Prosperity Management заявили, что цена $3,6 за расписку низка. С ними согласился представитель другого инвестора: цена сделки на 50% ниже цены IPO и на 30% — средней за последние три года.
Но вот аналитикам будущая сделка понравилась. Для «Ленты» возможен «синергетический эффект» благодаря опыту «Севергрупп» в IT-решениях (группа инвестировала в ряд IT-проектов), отмечают аналитики «Атона»; в цене предусмотрена премия. Цена сделки предполагает премию 8,1% к цене закрытия на Лондонской фондовой бирже за день до появления информации о подготовке сделки, 26 марта, и 9,8% — к средневзвешенной цене за полгода. Кроме того, отметили аналитики «Сбербанк CIB», структура сделки «достаточно прозрачна». Цена сделки вполне отражает текущее состояние бизнеса «Ленты», отметили аналитики «ВТБ капитала».
Представитель «Севергрупп» сообщил, что компания рассчитывает на высокий потенциал российской розницы: бизнес-модель «Ленты» позволяет извлечь максимальную пользу из глобального тренда омниканальности, иными словами, стирания границ между покупками в онлайне и традиционных магазинах.
Для этого, по его словам, есть несколько предпосылок: «Лента» работает почти по всей стране, у нее есть разные форматы, гипер- и супермаркеты в 88 городах и 12 распределительных центров. Но по сравнению с ближайшими конкурентами (речь идет о «Магните» и «Пятерочке») число точек не так велико, отмечает собеседник «Ведомостей», это делает «Ленту» более гибкой. У лидера, группы X5 («Пятерочка»), на начало 2019 года было почти 15 тысяч магазинов, у «Магнита» — более 18 тысяч. Кроме того, по словам представителя «Севергрупп», у «Ленты» есть доступ к данным о клиентах с помощью программы лояльности.