Как сообщает портал Gorodche со ссылкой на «Известия», если при проведении малой трансакции граждане отказываются предоставить кредитной организации документы, объясняющие эти маленькие операции, их карту или счет могут заблокировать. Как правило, это происходит во время p2p-переводов, то есть перечислений между гражданами. В Центробанке отметили, что такие запросы незаконны и граждане могут обратиться с жалобами к регулятору.
Эксперты считают, что финансовые организации таким образом пытаются противостоять мошенничеству и нелегальным схемам — например, уходу предпринимателей от уплаты налогов.
С москвичкой Анастасей связались специалисты Бинбанка и сообщили, что ее кредитную карту аннулируют, если она не объяснит экономический смысл операций с «пластика» на сумму 1 тыс. рублей.
«Специалист колл-центра перечислила все бумаги, которые нужно перекинуть ей в WhatsApp. Там было письменное обоснование экономического смысла перевода средств, документы, подтверждающие происхождение денежных средств (расширенная выписка со вклада), письменное пояснение целей расходования денежных средств с карты, — рассказала «Известиям» Анастасия. — На сбор документов мне отвели три дня».
Кредитная карта пострадавшей не была заблокирована, но только потому, что в банке работает ее знакомый, который помог урегулировать ситуацию.
С похожей проблемой столкнулся и москвич Николай. Он делал перевод на 1 тыс. рублей с карты Сбербанка на карту Альфа-банка. Операция вызвала вопросы у службы финмониторинга Сбербанка. После долгих разбирательств и предоставления документов перевод всё-таки был сделан, но с тех пор Николай перестал пользоваться услугами госбанка.
«Известия» отправили запрос о блокировке карт клиентов при денежных переводах в размере 1 тыс. рублей в пресс-службы Бинбанка, Сбербанка и Тинькофф-банка, но ответа не получили.
В пресс-службе Центробанка отметили, что в рамках противодействия мошенничеству банк обязан приостановить операцию и связаться с клиентом, только если он [банк — прим.ред.] сочтет, что трансакция содержит признаки, указывающие на вероятность ее совершения без согласия владельца средств. Таким признаком может быть несоответствие суммы и периодичности переводов типовому платежному поведению клиента, пояснили в пресс-службе Банка России. Но в этом случае кредитная организация не должна выяснять происхождение средств или назначение платежа, всё, что ей необходимо — это получить от клиента подтверждение или отказ от операции.
Советник предправления ассоциации «Финансовые инновации» Мурад Салихов также отметил, что никаких документов по p2p-переводам банк не вправе запрашивать, так как в этом случае банки нарушают установленные законодательные нормы и в этом случае клиентам можно обращаться с жалобами не только в ЦБ, но и в суд.
Пресс-служба Вологодского отделения Сбербанка по просьбе портала Gorodche.ru прокомментировала ситуацию:
«Сбербанку неизвестно о массовых блокировках карт или счетов клиентов. В Сбербанке работает система защиты клиентов от мошенничества. Если операция вызывает сомнения, то к клиенту могут обратиться за подтверждением. Если клиент подтверждает операцию, она проводится. Также банк должен выполнять и требования законодательства по противодействию отмыванию денег. Напомним, что критерии проверки финансовых операций клиентов строго закреплены в законодательстве и бытовые переводы между гражданами не входят в периметр контроля».
Маргарита Назарова