15-летняя школьница из Вологды умерла после отдыха в Африке

Девочка заразилась тропической малярией, которую не сразу диагностировали.

Вологжанка Елена М. потеряла дочь после возвращения из Африки. 15-летняя Даша умерла 22 ноября от тропической малярии, которую слишком поздно диагностировали, а нужные лекарства в Вологду привезти не успели.

О страшной трагедии в вологодской семье накануне рассказали в эфире Первого канала.

Елена с дочерью отправились в Танзанию 1 ноября на 10 дней, решив выбраться отдохнуть, пока не закрыли границы из-за второй волны пандемии. Курорт порекомендовали туроператоры, заверив, что там нет коронавируса. Девятиклассницу Дашу сразу согласились отпустить в школе: она хорошо училась и занималась с репетиторами, мечтая поступить в Санкт-Петербург на химфак.

Об опасности малярийных комаров женщину никто не предупредил. В Танзании женщина с девочкой старались не покидать территорию отеля и выехали лишь один раз, на сафари посмотреть на диких животных. Отправляясь в саванну, Елена с Дашей набрызгались репеллентами от насекомых на всякий случай, но комаров было очень много и в самом отеле.

Сейчас женщина понимает, что балдахины на кроватях были установлены именно от разносчиков заразы. Каждый день, откинув пологи, горничные обрабатывали кровати от насекомых, но комаров всё равно вокруг было очень много. Один из таких, обычный с виду, укусил Дашу на пляже в ногу. Нога болела и чесалась, но после мази всё прошло, и мать с дочерью не придали этому значения.

Они вернулись в Вологду 12 ноября, сдали тесты на коронавирус, а в понедельник, 16 числа Даше стало плохо в школе.  У девочки поднялась температура, ее было не сбить несколько дней. Началась рвота, диарея, Даша теряла ориентацию в пространстве. Родители неоднократно вызывали скорую, но свежие отрицательные тесты на ковид заставили врачей думать об отравлении или банальном ротавирусе. Вместо госпитализации в инфекционную больницу предлагали обратиться к обычному врачу.

«Я подозревала пневмонию, на малярию вообще даже не подумала. Но каждой скорой я говорила, что приехали из Африки», - рассказывала потом безутешная мать в интервью телевидению. 

21 ноября, в воскресенье, девочка попала в реанимацию. Там, по анализу крови, наконец, выяснилось, что она заразилась малярией. Врачи объяснили, что лекарства от этого заболевания существуют, но в Вологде их нет. В тот день в поисках лекарства Елена обзвонила сотню знакомых и незнакомых людей. Совершенно чужие люди из Турции, Болгарии, Германии и даже Кипра готовы были первым же рейсом вылететь с лекарством для Даши, но оно нашлось у москвича : этой весной мужчина сам чудом выжил от тропической малярии и теперь держит у себя дома ампулы от смертельной заразы. Узнав, что оно требуется больному ребенку, он немедленно выехал в Вологду на личном автомобиле, но на середине дороги ему позвонили и сообщили, что Даша умерла: отказали почки.

Елена убеждена, что главная проблема в неосведомленности о существовании такой болезни и риска заразиться ею в Африке. В Танзании лекарства от малярии есть в свободном доступе, и чтобы вылечиться, достаточно принять всего одну таблетку, но в Вологде на такое заболевание никто не подумал. 

По информации Пятого канала, аналогичная трагическая история произошла с Александром, уроженцем Архангельска, молодым бизнесменом, сыном местного экс-мэра и предпринимателя Александра Д. По печальному совпадению он, как и Даша, умер 22 ноября, от тропической малярии после поездки на Занзибар.

Сейчас вместе с отцом погибшего 29-летнего мужчины Александром Д. Елена хочет создать фонд по борьбе с малярией: распределить лекарства от этой болезни по крупным городам, чтобы они были доступны россиянам. Это может спасти чьи-то жизни.

«В первую очередь мы хотим предупредить всех, что Занзибар, куда каждый день летает до 300 наших туристов, не так безопасен, как его описывают туроператоры. Пусть путешественники, отправляясь в Африку, заранее делают прививки от всевозможных болезней, а по возвращении домой сдают анализы. И пусть они там обязательно запасутся лекарствами от малярии. Ведь в Танзании эта зараза лечится одной таблеткой, как насморк, и они продаются на каждом углу, а в России таких препаратов просто нет. Да и выявить эту болезнь, как показывает практика, в нашей стране непросто», -- предупреждает вологжанка.

В Минздраве России рассказали, что инкубационный период тропической малярии, наиболее тяжелой формы малярии, колеблется от восьми до 16 дней. При поздней диагностике малярия может привести к летальному исходу. Летальность при малярии составляет 40%. Заболевание передается от больного к здоровому при укусе самки комара.

По первым симптомам малярия , действительно, может напоминать коронавирус, но клинически отличить одно заболевание от другого можно: при малярии не наблюдается насморка и кашля и не исчезает обоняние. А вот точный диагноз можно поставить только в период острой лихорадки заболевания.

Официальной прививки от малярии не существует. Туроператоры рекомендуют россиянам не экономить на страховке, чтобы можно было вовремя получить медицинскую помощь и посещать тропические страны только в теплый сезон, потому что в сезон дождей комаров становится больше, сообщает Пятый канал.

Дарья Губа
 

Загрузить ещё