Сейчас у выпускников самая горячая и ответственная пора — экзаменационная. В короткие сроки надо запомнить большой объем информации. Как на экзаменах не забыть то, что было выучено? Как запомнить десятки имен, названий, чисел, формул? На эти вопросы корреспондент сайта ГородВо попросил ответить известного вологодского медицинского психолога, инструктора по развитию памяти, образного мышления и воображения Татьяну Денисову.
Чтобы память не подвела
— Татьяна Николаевна, так что надо знать во время подготовки к экзаменам?
— И школьник, и студент должны знать, как можно больше о своей памяти − на что же еще надеяться во время экзаменов. Дело в том, что психологии известны закономерности, по которым развивается и работает человеческая память. Знание этих закономерностей может существенно облегчить и упорядочить подготовку к экзаменам.
Если вы хотите готовиться к экзаменам наиболее эффективно, полезно определить свой тип памяти. Различают четыре основных типа: зрительный, слуховой, двигательный (моторный) и смешанный. У большинства людей память смешанная, т.е. содержит элементы всех типов. Значит, для лучшего запоминания полезно использовать все приемы: про-читать, услышать, записать, пересказать − тогда информация будет про-пущена в мозг «с разных сторон» − через глаза, уши, руки и, безуслов¬но, усвоится прочно и надолго.
Кроме типов различают еще и виды памяти. Есть двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая память. Выделяется также запоминание непроизвольное (то, что произвело впе¬чатление, вызвало большой интерес, запоминается само собой, без усилий), и произвольное (когда человек ставит перед собой цель − запомнить). Продуктивность произвольного запоминания в несколько раз выше. Наконец, запоминание бывает осмысленное и механическое. По некоторым данным продуктив-ность первого может быть в 20–25 paз выше второго.И как все запомнить?
— Так что надо делать, чтобы запоминать хорошо и надолго?
— На этот счет есть несколько полезных рекомендаций.
Во-первых, психологии известна формула 60–5–60–30. Это означает, что нужно полностью погрузиться в работу на 60 минут, ни на что не отвлекаясь. Потом сделать 5-минутный перерыв, но обязательно активный — сделать физические упражнения, например. Потом опять 60 минут позаниматься и сделать большой перерыв — на 30 минут. Потом этот цикл можно повторить. Считается, что если заниматься по такой схеме, можно за 4 часа успеть больше, чем за 8 часов «рваного» графика.
В-вторых, чем короче материал, тем легче и быстрее его запомнить. Следовательно, при чтении текста стоит задача «укоротить» его. Нужно выделить в любом тексте главную мысль и мысли второстепенные, подтверждающие ее. Если вы выделите и запомните основной смысл текста, то этим уже сократите объем материала в несколько раз. Конечно, для точных наук дело обстоит не всегда так.
В-третьих, лучше запоминается материал, который связан с уже известным ранее. Поэтому надо стараться вспомнить при чтении, что вы уже знаете по данной теме, какие факты можете привести, тогда, казалось бы, новый материал станет частью уже знакомого и «ляжет на нужную полочку».
Кроме того, известно, что объем запоминаемого материала резко возрастает при осмыслении читаемого. Чем глубже понят материал, тем вы его лучше запомните. Лучше потратить время на уяснение смысла, чем несколько раз бессмысленно читать одно и то же. Поможет лучшему запоминанию и пересказ ма¬териала своими словами. Старайтесь, прежде всего, понять смысл, а не заучить факты и цифры.
Во время чтения материала также полезно делать схемки, диаграммы, составлять краткие конспекты, т.е. включать мотор¬ную, зрительную память. И наконец, лучше запоминается то, что интересно, на что обращается внимание.
— Некоторые еще используют для лучшего запоминания различные фразы.
- Да, знаменитая фраза про фазанов и охотников помо¬гает нам запомнить цвета спектра по порядку, Это так называемые мнемонические (или мнемотехнические) приемы, когда для лучшего запоминания используются случайные признаки — совпадение букв, цифр, рифма и пр… Например, школьникам, которые путают названия и порядок пользования падежей, достаточно запомнить смешную фразу «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». Или вспомните известное всем со школьной скамьи: «Биссектриса это крыса…». А химикам, кото¬рые не могут запомнить, что лакмусовая бумажка, погруженная в щелочной раствор, синеет, а в кислоту − краснеет, можно предложить обратить внима¬ние на то, что слово «кислота» и «красный» начинаются с одной буквы «к». Так что, когда готовитесь к экзаменам, при чтении обращайте вни¬мание на такие мелочи, изобретайте свои собственные мнемонические приемы.
И самое главное. Подготовку к экзаменам нужно начинать чем раньше, тем лучше — то есть еще в процессе учебы.
Татьяна Почтеннова
Продолжение следует.
В следующей части пойдет речь о том, как на экзамене не забыть то, что было выучено.