Принимаю условия соглашения.
gorodvo.ru
Обратная сторона: Вологодский экскурсовод рассказала о сложностях профессии 21 февраля отмечается Всемирный день экскурсовода

Обратная сторона: Вологодский экскурсовод рассказала о сложностях профессии

21 февраля 2022, 17:21
Обратная сторона: Вологодский экскурсовод рассказала о сложностях профессии
21 февраля отмечается Всемирный день экскурсовода

Про профессию экскурсовода многие думают так: «Гуляй по городу, рассказывай туристам разные истории, ничего сложного». Но так ли проста работа гида? Наш корреспондент пообщался с одним из известных вологодских экскурсоводов Ниной Смелковой, чтобы узнать, какие сложности таит в себе эта профессия.
- Многие считают, что гидом работать одно удовольствие, гуляешь да истории разные рассказываешь. Есть ли обратная сторона у этой заманчивой картинки?
 — Конечно. Обратная стороны профессии — это эмоциональное выгорание, это работа на улице, это работа с людьми, которые все очень разные и потребности у всех разные. Например, кто-то увлекается альтернативной историей и все экскурсию говорит, что Ивана Грозного в Вологде не было.
Тем не менее, работа гида очень интересная, и плюсов в ней намного больше, чем минусов.

- Кстати, откуда вы все знаете? Где берете информацию для своих экскурсий?
 — Есть много профессий, представители которых профессионально занимаются изучением истории. Экскурсоводы — это популяризаторы, у нас профессия — рассказчик, а не научный исследователь. Но в своей работе мы, конечно, опираемся на научные разработки, которых довольно много. Большой массив литературы, в том числе, краеведческой, опубликован на сайте областной библиотеки. Есть книги и необязательно по истории нашего города. Например, про классицизм можно прочитать во многих источниках и потом использовать при рассказе про архитектуру города. Есть старые вологодские газеты, заметки путешественников, воспоминания старожилов. В общем, источников для разработки экскурсии и ее наполнения много. Все это сперва изучаешь, выбираешь нужные моменты, а потом составляешь рассказ.
Кстати, чем больше я читаю разных исторических документов про коммунальное благоустройство города, борьбу с эпидемиями, чем больше знакомлюсь с какими-то частными житейскими историями, тем отчетливее понимаю, что, в жизни ничего не меняется. Даже порой становится немного страшно, как же история похожа на наши дни.
- Творческий кризис знакомое вам состояние?
 — Да, иногда кажется, что уже все придумано и рассказано, и непонятно, чем еще людей можно удивить. Тогда идеи экскурсий подбрасывают сами вологжане. К примеру, сотрудники госбанка попросили сделать экскурсию про финансовую сторону жизни города. Областной суд просит экскурсию про то, как раньше судились вологжане. В итоге проводишь настоящую исследовательскую работу, чтобы выполнить запрос. Ведь надо просмотреть огромное количество документов, найти какие-то интересные факты и из миллиона историй выбрать одну про какого-нибудь вологжанина, который судился.
- Вы проводите много экскурсий по городу для местных жителей. Почему?
 — Побывавший в 1935 году в Вологде Михаил Пришвин в своих заметках писал, что «ходил в краеведческий музей, а там ни души». «Почему местные не интересуют местных?» — задался тогда риторическим вопросом писатель. Но это в прошлом. Сегодня уже прослеживается тенденция, когда местные начинают местных интересовать. Горожане хотят узнать больше про историю своего родного города. Много ведь всего занимательного происходило здесь в свое время. Рассказать есть о чем, и не только про то, что кирпич Ивану Грозному на голову упал. Много каких-то локальных историй, которые дают понимание, как и чем жили сто лет назад люди. Кстати, в каких-то моментах можно найти много общего с сегодняшним днем.
И еще. Сегодня ведь уже никого не удивишь простым сухим рассказом о чем-либо. Столько информации в свободном доступе, люди сами все могут прочитать. Да и эффекта от такой экскурсии немного. Если стоять на улице в плохую погоду и упоминать в рассказе много дат, то никто ничего не запомнит. Спрашивается, зачем тогда это все надо? Наша цель в том, чтобы заинтересовать своих экскурсантов историей города. Чтобы люди сходили на экскурсию, получили хорошее впечатление и сказали, как было классно и надо что-нибудь еще почитать на эту тему.

Татьяна Почтеннова