Принимаю условия соглашения.
gorodvo.ru
Вологодский психолог объяснил, почему современные дети такие жестокие Агрессия в детской среде достаточно распространенное сегодня явление

Вологодский психолог объяснил, почему современные дети такие жестокие

6 мая 2022, 15:37
Вологодский психолог объяснил, почему современные дети такие жестокие
Фото: pixabay.com
Агрессия в детской среде достаточно распространенное сегодня явление

Наш корреспондент пообщался с психологом Эдуардом Насоновским и узнал, в чем корни детской жестокости и почему порой от игры до беды один шаг.

 — Эдуард, вообще, в чем корни детской жестокости? Почему дети так агрессивно ведут себя со сверстниками?
 — Одна из причин, это иерархичность. Мальчишеское сообщество всегда иерархично. Кто круче, кто выше, кто главнее, кто подчиняется — все это постоянно выясняется в разных стычках, перепалках, конфликтах. Вторая причина заключается в том, что на фоне непрекращающихся в мире конфликтов, на фоне различных ситуаций с тем же коронавирусом и под воздействием средств массовой информации наше общество становится само по себе более жестоким. Непринятие другой точки зрения, агрессивность взрослых по отношению друг к другу… Дети все это воспринимают, впитывают как губки, и затем выдают нам агрессивное поведение как ответную реакцию.
- Агрессия в детской среде достаточно распространенное сегодня явление.
 — К сожалению, да. И такая ситуация будет распространяться и дальше, потому что корень ее кроется именно в психическом напряжении, царящем сегодня в обществе. Именно непринятие чужих точек зрения, нетерпимость к тому, кто выглядит не так, как я, действует не так, как я, думает, не так, как я, и в мире, и в нашем обществе будет еще больше углубляться и распространяться. А поскольку дети из нашего общества не изолированы, то вполне возможно, что все это в итоге отразится, в том числе и на наших детях.
 — Когда дети в школе дерутся, кто виноват? Родители говорят, что виноваты учителя, учителя, что виноваты родители. А ваше, какое мнение на этот счет?
 — Нельзя снимать вину ни с родителей, ни с учителей, ни с нашего общества, то есть в какой-то определенной мере виноваты все. Родители виноваты в том, что не занимались воспитанием детей, поскольку заняты буквально добыванием денег, да и своими личными интересами. Учителя виноваты в том, что в школе нет системы воспитания, которая была раньше. Общество виновно в том, что не формирует в школах эту систему воспитания, не формирует систему ценностей, в рамках которой эта вся агрессия, жестокость по отношению к другим людям порицается. Увы, сейчас в нашем обществе наоборот процветают культ жестокости и культ агрессии.
Так как это комплексная проблема, то и решаться она должна комплексно, не только за счет родителей или за счет учителей или за счет пересмотра моральных норм в обществе. Это должно быть совместная работа, потому что проблему усиливающейся агрессии не решить ни отдельно детям, ни отдельно родителям, ни отдельно учителям.

 — В школах с детьми постоянно разговаривают на тему жестоких игр и их последствий, и классные часы проводят и т.д. Но, видимо, дети взрослых не слышат. Как донести информацию, чтобы они услышали и поняли?
 — В первую очередь необходимо изменять тот информационный посыл, который получают наши дети. Надо чтобы в этом информационном посыле было как можно меньше агрессии. Сегодня агрессия идет в компьютерных играх, в которые дети играют, в фильмах, которые они смотрят, и где постоянно стреляют, убивают, и где одни герои побеждают других только с помощью агрессии. Очень много в СМИ информации о складывающейся в стране и мире ситуации. Дети видят, как взрослые реагируют на все происходящие события, а чаще всего реагируют они на все агрессивно.
Основное, чем необходимо заниматься, это прививать определенную систему ценностей подрастающему поколению. В системе ценностей ребенка решение конфликтов с помощью агрессии не должно стоять на первом месте. Он должен спокойно воспринять чужую точку зрения, идти на взаимодействие с другим человеком на условиях неконфликтности, на условиях принятия чужого мнения, в условиях того, что я уважаю другую личность.

Татьяна Почтеннова