О необходимости и важности формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков говорится сегодня много. Среди мероприятий, которые проходят в ряде вологодских школ на эту тему, и курс «Алгоритмы безопасности» от Школы навыков «Достижение». О каких элементарных правилах безопасного поведения не знают школьники, и как эти пробелы можно ликвидировать, нашему корреспонденту рассказал один из авторов проекта, психолог Игорь Заика.
- Игорь Юрьевич, в каких моментах у современных детей наибольшие пробелы в знаниях основ безопасного поведения? Каких элементарных правил они не знают?
- Пробелы в знаниях существуют, безусловно. Но основное это то, что сегодняшнее общество, дети и подростки очень сильно теоретизированы, то есть зачастую они имеют представление о многих вещах, в том числе и о безопасности, но представление это, как правило, поверхностное, без углубления в практику, без каких-то практических отработок. Это касается поведения в городе, на природе, на водоемах, действий с огнем, общения с незнакомцами и т.д. То есть знания есть, но они не подкреплены практикой. Вот этот момент мы в нашем курсе как раз и постарались переформатировать. В рамках курса, в зависимости от темы, участники получают современные, актуальные знания в различных областях, касающихся безопасности жизнедеятельности ребенка и отрабатывают эти знания на практике, в искусственно смоделированных условиях.
Мы все стараемся провести через практические отработки - моделируя ситуации, задавая домашнее задание с обязательным показом того, что сделано. То есть проводим через практику то, о чем говорим на занятиях, потому что иначе это не сработает. Если не отработать, то в экстремальной ситуации человек не сможет вспомнить теоретические знания, и даже если он их и вспомнит, то не будет знать механику движений или четкий порядок действий.
- Чему, на ваш взгляд, надо в первую очередь научить сегодня детей в школе в рамках курса по формированию культуры безопасного поведения? Что они должны усвоить на ваших уроках?
- Начинаем с азов, со способности человека регулировать свое психическое состояние, не запаниковать в чрезвычайной ситуации, когда угрожает какая-либо опасность. Мы стараемся вывести действия в такой ситуации на четкий и понятный алгоритм, практически отработанный. При этом наполнение курса меняется в зависимости от возраста его слушателей, у начальной школы оно одно, у среднего звена, старшеклассников и студентов - другое.
Большое внимание на курсах уделяется, конечно, цифровому пространству. Сегодня уже недостаточно формировать культуру безопасного поведения в сети и говорить только о цифровом этикете. К безопасности в цифровом мире надо относиться также серьезно, как и к безопасности в реальном мире. Это и профилактика, и понятные действия в различных ситуациях.
На наших занятиях дети должны понять четкий алгоритм действий в той или иной критической ситуации. Этот алгоритм действий не должен быть оторван от реальности, то есть все это должно быть практически отработано. Ребенок должен понимать, что это действительно сработает и поможет ему в ситуации угрозы жизни, потому что он это уже делал, и это у него получалось. В этот алгоритм действий должны также входить азы саморегуляции, потому что с этого все начинается. По большому счету все начинается с внимательности человека и с возможности его не запаниковать, проконтролировать свое психическое состояние в начальном уровне. И только уже потом идут определенные действия, выведенные в алгоритм, отработанные и соответственно эффективные.
Татьяна Почтеннова