Во время летних каникул большая часть детей школьного возраста предоставлена сама себе. В итоге многие из них от нечего делать начинают делать то, что им категорически запрещено, например, ходить туда, куда не следует ходить - заброшенные здания, территории каких-то промышленных предприятий, стройки и т.д.
- Есть несколько причин, почему дети не слушают и не слушаются родителей, - рассказывает педагог-психолог, специалист по личной безопасности Эдуард Насоновский. - Среди них и тяга детей ко всему неизведанному и запретному, и невысокий авторитет родителей. Зачастую родители говорят одно, а делают другое, а дети в первую очередь, копируют их поведение. Плюс отсутствие страха травм и смерти у детей. Они ведь ощущают себя бессмертным как в компьютерной игре.
Что делать, чтобы дети начали слышать и слушать взрослых? Вот несколько советов от педагога-психолога. Во-первых, необходимо доносить информацию не в виде приказа, запрета, а в виде наглядной агитации. На эту тему есть много мультфильмов и видео. Во-вторых, информация должна повторяться в разном виде (устно, наглядно, в виде игры, при любом удобном случае). Согласно исследованиям, информация усваивается после шести - семи повторений. В-третьих, если родители устанавливают какие-то правила, то они и сами должны их соблюдать. Также можно сводить ребенка в интересующее его место. Там он будет под присмотром и увидит опасности, которые ему могут угрожать.
При этом, как отмечает Эдуард Насоновский, многие родители, разговаривая со своими детьми на тему безопасного поведения, допускают ошибки. Одна из наиболее распространенных - приказной тон.
- Основная ошибка взрослых - это доминирование: «я так сказал», «будет по-моему», «только так и не иначе». Постоянно приказной тон не дает возможности информации усвоиться. Поэтому родителям рекомендуется рассказывать о безопасности все-таки в другой форме, тем более, что кроме родителей подобным образом эту информацию до детей доносят, как правило, и в учебных заведениях. Однотипное донесение информации через какой-то приказ детьми привычно пропускается мимо ушей. Это защитное свойство психики пропускать мимо себя что-то травмирующее, - говорит педагог-психолог.
Еще одна распространенная ошибка взрослых – расхождение слов и действий. Особенно наглядно это прослеживается во время разговоров на тему безопасности на дороге.
- С одной стороны, взрослые говорят о том, что надо соблюдать правила дорожного движения, при этом сами эти правила зачастую и нарушают. А дети в первую очередь следят за поведением взрослых, а не за их словами, поэтому они копируют в первую очередь поведение. То есть, если мы говорим, что так нельзя делать, либо что это очень опасно, то мы и сами не должны данные действия совершать, - говорит Эдуард Насоновский.
Татьяна Почтеннова