Вологодские ученые поделились результатами недавних социологических опросов

Больше 40% жителей региона относят себя к категории «бедных и нищих»

Как показал очередной этап мониторинга общественного мнения о социально-экономической и политической ситуации в стране и регионе Вологодского научного центра РАН, в феврале 2023 года по сравнению с декабрем 2022 года несколько ухудшились оценки социального настроения жителей области.

Отсутствие положительных тенденций в оценках населения Вологодской области по ключевым параметрам (оценки экономической и политической ситуации, материального положения) во многом обусловлено отсутствием позитивных изменений в динамике уровня жизни населения. По данным официальной статистики, в январе – ноябре 2022 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года реальные располагаемые денежные доходы населения составили 95,6%, индекс потребительских цен в 2022 году по отношению к 2021 году – 111,7%, в том числе на продовольственные товары – 112,7%, непродовольственные товары – 115,4, услуги – 109,8%1 .

- С данными статистики коррелируют результаты социологических опросов: в феврале 2023 года, как и годом ранее, более 40% жителей региона относят себя к категории "бедных и нищих", 37% заявляют о низкой покупательной способности доходов («денег хватает в лучшем случае на еду»), - рассказали в Вологодском научном центре РАН.

По словам ученых, аналогичные тенденции характерны для России в целом. По данным холдинга «Ромир», в январе 2023 года россияне снизили потребительскую активность по сравнению не только с кануном Нового года, но и с январем 2022 года: расходы в реальном выражении, если учесть инфляцию, сократились. Так, в январе 2023 года средние расходы россиян увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2022 года примерно на 6% при годовой инфляции выше 11%, т. е. этот рост был ниже инфляции.

- Как сообщает фонд «Общественное мнение» (ФОМ), в январе увеличилась доля россиян, склонных к сбережениям, а не крупным покупкам: она составила 55% против 50% в январе 2022 года и 54% в январе 2021 года По данным экспертов РАНХиГС, можно выделить такие тренды, как сокращение потребительской активности и воспроизводство практик потребительской экономии. Основными причинами этого являются проблемы с доходами населения, накопленная инфляция, опасения возможной будущей нестабильности, - рассказывают ученые.

Очередной этап мониторинга Вологодского научного центра РАН, который показывает в каком направлении развиваются изменения в общественном мнении жителей области, запланирован на апрель 2023 года.

Татьяна Почтеннова

 

Загрузить ещё