Много лет краевед Татьяна Короткова занимается составлением культурной летописи родного Междуреченского района. Несколько лет назад вышла её книга об истории поселка Двиницы, в 2022 году был издан словарь двиницкого говора.
- Полгода просидела в областном архиве над родословной, - рассказывает краевед. - И там вдруг шибануло: это ещё успею, а вот старики в деревне почти все поумерли и разъехались - надо торопиться к ним. Думала - год-два и напишу книгу об истории посёлка Двиница. А делала её в итоге около 10 лет. В ней, огромной и толстенной - о каждом доме, семье и членах семьи, обо всех работах, ручьях и закоулочках. Издала на собранные с тех, кому нужна эта книга, деньги. Спасибо им за доверие. Дальше думаю: «В книге столько родной речи, что - почти готовый словарь.
Так появилась идея заняться составлением словаря двиницкого говора. Сбором слов «по народу» Татьяна Короткова занималась несколько лет, за родным двиницким говором ездила не только по области, но и по стране, была даже в Северном Казахстане. В итоге в «бабушкином словаре» собрано больше 6,5 тысяч слов и словосочетаний, задействовано больше 300 респондентов.
- Есть в словаре главы: «Местные гидронимы, топонимы, микротопонимы», «Пословицы, поговорки». Собирала и прочие пригогульки, порицания, концовки писем, благодарения, приглашения, приветствия, пожелания, баюкалки, дразнилки, обзывалки, загадки, заговоры, кушанья народные, лечилки, молитвы, обычаи, поверья, приметы, свадебные картинки, считалки, училки, интересинки, былинки. Отдельно - редкие имена. Ивея, Мандалина, Хлония..., - рассказывает собирательница.
Среди любимых диалектных словечек у Татьяна Коротковой слово «талАнушка». Как говорит краевед, это слово позабыто не только в ее родной Двинице, но во всей Вологодской области.
- Вообще любимое диалектное слово, как и любое русское слово - каждое. Но вот «таланушка» во мне задела, видимо, самое глубинное. Конечно, не она одна. ТалАнушка - судьба. Раньше она у крестьянина была неразрывно связана с коровушкой-кормилицей. В самые трудные годы выживали, не страшно голодая, только с ней, бурёнушкой. Моя мечта - чтобы возродилось это слово среди народа. Судьба – ТАЛАНУШКА, - замечает собирательница.
Что тревожит продолжателя трудов Владимира Даля, так это то, что не берегут сегодня люди родное слово.
- Столько мусора песенного и литературного развели повсюду! Нужны СОВЕТЫ, ФИЛЬТРЫ везде, как было в СССР. Долго перечислять все печали неутолимые. Ищу в радиоприёмнике родное душе, но песня за песней - одна дурней другой, одна англоязычней другой. Шансон есть - нате вам средненькое, а где высокое? Где то, за что сражались? Нет нигде частоты, где бы звучала день и ночь РОССИЙСКАЯ НАРОДНАЯ (и авторская тоже) ПЕСНЯ. Хочу слышать, о чём поёт народ России: эвенкийский, хакасский, чувашский, русский. Песня же так объединяет!
Где частота, на которой читали бы настоящее: Есенина, Толстого, Василя Быкова? Была частота с «Культурой» - исчезла. Была частота с чтением прозы - исчезла. Всего не высказать. Больно. Вот потому и сижу в своём «окопе», сражаясь за родное слово, - говорит Татьяна Короткова.
По словам собирательницы, родной язык - фундамент любой страны, поэтому беречь его надо так, «как заботливая мамочка бережёт своего дитятю».
Татьяна Почтеннова