Собирательница старых вологодских словечек рассказала, что ее больше всего беспокоит

Родное слово, как считает продолжатель трудов Даля, надо беречь

Много лет краевед Татьяна Короткова занимается составлением культурной летописи родного Междуреченского района. Несколько лет назад вышла её книга об истории поселка Двиницы, в 2022 году был издан словарь двиницкого говора.

- Полгода просидела в областном архиве над родословной, - рассказывает краевед. - И там вдруг шибануло: это ещё успею, а вот старики в деревне почти все поумерли и разъехались - надо торопиться к ним. Думала - год-два и напишу книгу об истории посёлка Двиница. А делала её в итоге около 10 лет. В ней, огромной и толстенной - о каждом доме, семье и членах семьи, обо всех работах, ручьях и закоулочках. Издала на собранные с тех, кому нужна эта книга, деньги. Спасибо им за доверие. Дальше думаю: «В книге столько родной речи, что - почти готовый словарь.

Так появилась идея заняться составлением словаря двиницкого говора. Сбором слов «по народу» Татьяна Короткова занималась несколько лет, за родным двиницким говором ездила не только по области, но и по стране, была даже в Северном Казахстане. В итоге в «бабушкином словаре» собрано больше 6,5 тысяч слов и словосочетаний, задействовано больше 300 респондентов.

 - Есть в словаре главы: «Местные гидронимы, топонимы, микротопонимы», «Пословицы, поговорки». Собирала и прочие пригогульки, порицания, концовки писем, благодарения, приглашения, приветствия, пожелания, баюкалки, дразнилки, обзывалки, загадки, заговоры, кушанья народные, лечилки, молитвы, обычаи, поверья, приметы, свадебные картинки, считалки, училки, интересинки, былинки. Отдельно - редкие имена. Ивея, Мандалина, Хлония..., - рассказывает собирательница.

Среди любимых диалектных словечек у Татьяна Коротковой слово «талАнушка». Как говорит краевед, это слово позабыто не только в ее родной Двинице, но во всей Вологодской области.

- Вообще любимое диалектное слово, как и любое русское слово - каждое. Но вот «таланушка» во мне задела, видимо, самое глубинное. Конечно, не она одна. ТалАнушка - судьба. Раньше она у крестьянина была неразрывно связана с коровушкой-кормилицей. В самые трудные годы выживали, не страшно голодая, только с ней, бурёнушкой. Моя мечта - чтобы возродилось это слово среди народа. Судьба – ТАЛАНУШКА, - замечает собирательница.

 Что тревожит продолжателя трудов Владимира Даля, так это то, что не берегут сегодня люди родное слово.

- Столько мусора песенного и литературного развели повсюду! Нужны СОВЕТЫ, ФИЛЬТРЫ везде, как было в СССР. Долго перечислять все печали неутолимые. Ищу в радиоприёмнике родное душе, но песня за песней - одна дурней другой, одна англоязычней другой. Шансон есть - нате вам средненькое, а где высокое? Где то, за что сражались? Нет нигде частоты, где бы звучала день и ночь РОССИЙСКАЯ НАРОДНАЯ (и авторская тоже) ПЕСНЯ. Хочу слышать, о чём поёт народ России: эвенкийский, хакасский, чувашский, русский. Песня же так объединяет!
Где частота, на которой читали бы настоящее: Есенина, Толстого, Василя Быкова? Была частота с «Культурой» - исчезла. Была частота с чтением прозы - исчезла. Всего не высказать. Больно. Вот потому и сижу в своём «окопе», сражаясь за родное слово, -
говорит Татьяна Короткова.

По словам собирательницы, родной язык - фундамент любой страны, поэтому беречь его надо так, «как заботливая мамочка бережёт своего дитятю».

Татьяна Почтеннова

Загрузить ещё