Как рассказывает психолог Елена Ткачева, когда речь заходит о чтении детям книг, в частности, сказок, ей часто приходится слышать от родителей вопрос по поводу страшных историй. Как говорит психолог, читать такие сказки детям можно, только делать это надо правильно.
- Страшные сказки тоже имеют психотерапевтический эффект, и у них есть четкая задача помочь психике ребенка давать отпор своему внутреннему страху и противостоять стрессу. Неслучайно во многих сказках герои проходят через какие-то страшные леса, их поджидают неприятные персонажи. Но есть у героев и помощники наставники, которые дают, к примеру, волшебный клубок или говорят: «Иди не оглядывайся», - рассказывает психолог.
Страшные сказки можно читать детям особенно после семи лет. Главное здесь условие - спокойное, эмоциональное, здравомыслящее и ироничное отношение читающего к описываемой ситуации.
- Если родители спокойные и не тревожатся, когда читают страшную сказку то, как правило, и ребенок реагирует также. Поэтому необязательно смягчать сюжеты, все-таки в реальной жизни ребенку не удастся полностью изолироваться от каких-то трудностей, - отмечает Елена Ткачева.
Если родители не знают, какие сказки выбирать для чтения ребенку, то лучше всего, брать сказки Пушкина, потому что их все рекомендуют.
- Эти сказки считаются лекарством для души. И ничего страшного в них не найдешь. В отличие, например, от сказок Андерсена, где есть такие страшные сюжеты, которые очень хочется переделать. Кстати, к семи годам дети начинают любить страшилки. К этому возрасту кора головного мозга созревает для саморегуляции поведения, и страшные сказки уже не так пугают, - говорит психолог.
Еще один вопрос по сказкам от родителей - что означает многократное прочитывание ребенком одной и той же сказки.
- Вообще это большой плюс, это большой ресурс, - говорит Елена Ткачева. – Это, значит, что ребенок нашел своего героя, что ребенку важны трудности, с которыми сталкивается этот герой. В итоге родители по этой полюбившейся сказке могут понять, какой спектр задач их ребенок решает, какие у него есть вопросы, противоречия, конфликты. Так что оставляйте ребенка с этой сказкой столько, сколько ему потребуется. Когда свою проблему он решит, то сказку отложит.
Кстати, для психолога очень интересно и информативно, когда ребенок сам придумывает сказку. Это очень богатый диагностический материал, который дает возможность сразу увидеть проблему, увидеть, что важно для ребенка.
Татьяна Почтеннова