Маска, я тебя знаю! Как раньше в новогодние праздники в Вологде веселились?

Одним из излюбленных рождественских удовольствий вологжан было «маскирование»

Часто от людей старшего возраста можно услышать, что сегодняшнее поколение разучилось веселиться, что раньше люди веселее и жили, и праздники отмечали. Судя по воспоминаниям современников ушедшей эпохи, с этим нельзя не согласиться.

Какие святки без маскарада

Некоторые представления, как веселилась Вологда образца начала 19 века, можно почерпнуть из воспоминаний «Вологодские святки» Л.Д. Александрова. Так вот жизнь среднего класса, да и губернской аристократии в те времена была "монотонна, однообразна и без особого оживления". Возможность хорошенько повеселиться представлялась горожанам в рождественские святки. Этой недели с нетерпением ждала не только молодежь, но и люди зрелого возраста. Одним из излюбленных рождественских удовольствий было тогда «маскирование». Горожане наряжались в маскарадные костюмы и отправлялись на вечеринки.
«Времяпровождение на святках всегда происходило следующим образом. Первые два дня Рождества вечеров обыкновенно никто не устраивал, ибо эти дни обыватели проводили среди близких родных, мужчины визитировали, странствуя весь день по знакомым, конечно, пешком. Только простонародье без всякого стеснения шаталось среди бела дня ряжеными, потешая своим видом гуляющую по улицам публику и прохожих. Но с третьего дня праздника часов с восьми вечера в разных частях города можно уже было наблюдать ярко освещенные дома, из которых неслись звуки музыки и веселый людской говор, смех и топанье: ясно, что хозяева их устраивали вечеринку для своих знакомых с обязательным приемом масок», — сообщает в воспоминаниях писатель.

Главное, чтобы музыка была

Для устройства вечеринки с маскарадами требовалось немного — просторное, хорошо освещенное помещение для танцев да музыкальный инструмент — фортепьяно, рояль, гусли, гармоника, гитара или скрипка. В то время в Вологде было несколько бродячих музыкантов — скрипачей, таперов (пианистов, играющих на балах и вечеринках), гармонистов, которые «за целковый охотно пилили всю ночь разные польки и кадрили». Но если музыкантов не было, то танцевали и под песни.
Для того чтобы сообщить о готовящемся маскараде устроитель праздничного мероприятия заходил в две-три парикмахерские.
«В те времена обыватели Вологды вели такой же образ жизни, как обломовцы, и, плотно поужинав, часов с девяти вечера уже гасили огни, так что по одному освещению домов в неурочное время можно было судить, что идет вечеринка. Этим признаком постоянно пользовались маски и ездили, как говорится, на огонек», — пишет автор «Вологодских святок».

Кто под маской скрывается?

Если мероприятие организовывалось исключительно для знакомых, то тех, кого на нем ожидали, снабжали паролем. Начинались вечера, как правило, в 8–9 часов и продолжались до 4–5 часов утра. Угощений на таких маскарадах обычно не предполагалось, во главе угла стояли танцы и угадывания лиц, скрытых под масками. Одним очень хотелось узнать приехавших, другие старались во что бы то ни стало сохранить инкогнито.
«Чтобы не быть узнанными, приходилось менять манеры, голос, походку, вообще употреблять все средства, чтобы ввести в заблуждение интригуемое лицо, не обнаруживая себя. В этом, собственно, и заключался смысл маскирования. Конечно, большинство маскировалось единственно с целью побеситься и поплясать до упаду в веселой и разношерстной компании», — пишет Л.Александров.
Люди из высшего общества любили рядиться в самые дешевые, простые костюмы. Мужчинам с нарядами было легче, их они брали в цирюльнях и театре по цене от 1 руб до 3 руб. за вечер. Самыми ходовыми были образы простых крестьян, одетых в лапти с портянками, рубахи. На головах -стариковские парики с бородами. Часто мужчины изображали Гамлетов, Мефистофелей, клоунов. В отличие от мужчин дамам «замаскироваться» было сложнее. Чаще всего свои костюмы они шили дома из подручного материала. В числе излюбленных образов — домино, цыганка, полька, день и ночь, зима, феи, Офелия.
Свои лица гости вечеринок прятали за всевозможными масками — атласными с кружевами, разрисованными бумажными и легкими из проволочной сетки. Популярны были гигантские носы и бумажные головы зверей.
Вот так проходили рождественские увеселения в Вологде позапрошлого века. Веселились вологжане тогда «до упаду, до изнеможения сил, проводя семь-восемь бессонных ночей подряд». Во второй половине 19 века святочные маскарады были уже не так популярны, но традиции «ряженья» сохранялись до запрета рождественских елок в 1928–1929 годах.
Татьяна Почтеннова
(В статье использованы материалы из книги «Вологда в воспоминаниях и путевых записках», Л.Александров «Вологодские святки»).

фото из архива Вологодской областной научной библиотеки им. И.В.Бабушкина

Загрузить ещё