Анатолий Ехалов рассказал, почему он отказался от работы на центральном телеканале

Откровения известного вологодского писателя и режиссера

Имя Анатолия Ехалова хорошо знакомо как в вологодской глубинке, так и в столицах. Он автор книг о деревне, ведущий популярной телепередачи «С Ехаловым по Вологодчине», организатор и режиссер многих народных праздников, таких, к примеру, как праздник Коня, «В снегах Кириллова». Не так давно была издана новая книга Ехалова «По правде говоря», материал для которой писатель собирал полвека.

— Анатолий Константинович, каким был ваш путь в писатели?
 — Мое детство прошло в деревне. По вечерам взрослые собирались в какой-нибудь избе и начинали рассказывать истории из жизни. Так, лежа на печке и слушая эти истории, я впервые столкнулся с невероятным искусством устного рассказа деревенских жителей. После школы я какое-то время жил в деревне и носил почту в четыре деревни. Старикам хотелось поговорить с кем-то, они мне истории своих судеб и рассказывали. И было невероятно, сколько в жизни той или иной бабушки поворотов, сюжетов, радостей, печалей. Но тогда рядом не нашлось умного человека, который бы сказал: запиши эти истории, это прямая дорога в писатели. Потом уже спустя годы во время путешествий по вологодским деревням я начал записывать монологи жителей.
Во мне все время борются два желания: с одной стороны писать художественную прозу, но с другой стороны — сберечь реальные истории реальных людей, которые и есть правдивая история нашей страны.

— О чем ваша новая книга «По правде говоря»? 

 — Знаменитый писатель Василий Иванович Белов как-то сказал о том, что в его родной деревне Тимонихе есть писатели и получше его, только они об этом не знают, потому что мужики. Это, действительно, так. То есть не мы писатели, а народ. На протяжении 50 лет странствуя по сельским проселкам я общался с жителями, слушал их истории. За это время накопился огромный материал, часть которого я использовал для книги «По правде говоря» Можно даже сказать, что в этой книге нет писателя, он, конечно, присутствует, но незримо.

— В чем, на ваш взгляд, нынешнему писателю сегодня тяжелее, а в чем легче по сравнению с теми, кто творил в те же советские годы?

  - Раньше каждая написанная и изданная книга давала возможность писателю два-три года жить безбедно. Сегодня с этим намного сложнее. Трудно убедить издательства издать твою книгу хоть небольшим тиражом, зачастую деньги приходится искать самому. Так было, кстати, и с книгой «По правде говоря». На начальном этапе были желающие ее профинансировать, но в нужный момент пропали. Пришлось к своим читателям, которые были готовы книгу купить, обращаться через интернет, просить, чтобы они заказ на книгу делали.

Сегодня писатель вынужден выходить в интернет. В финансовом плане это минус, но есть и большой плюс — это прямое общение с читателем. В моей группе в соцсети достаточно много подписчиков и я каждый день какой-нибудь текст туда выкладываю. И сразу вижу, что вот сегодня меня читают 10 тысяч человек, завтра 20 тысяч. Благодаря интернету путь к читателю стал гораздо короче.

- По вашему мнению, писатель, какой он сегодня и каким должен быть?

  — Во-первых, писатель, по моему мнению, должен сегодня более активно влиять на эту жизнь. Сейчас писателей не видно и не слышно, хотя как их и услышать, когда тиражи в одну тысячу экземпляров. Да и те еще надо постараться продать. Вообще, каждый, кто пишет или собирается писать, должен подумать о тех, кто все написанное читать будет. Надо понимать, ради чего все это, что важного ты хочешь сказать. А то сегодня очень много графоманов развелось. И я говорю, бросьте писать то, что пишите и пишите лучше рассказ о своей жизни, об истории своей деревни, своей семьи. Не мудрите. Потомки за это скажут вам спасибо. Сейчас на наших глазах переписывается история. Историю надо писать самим.

— Если не ошибаюсь, вас звали на один из центральных телеканалов передачу свою вести. Выходит программа?

 — Эта история связана с Никитой Михалковым. Однажды он позвонил мне среди ночи: «Старик, прости, но я не мог не позвонить. Я только что посмотрел диск, который ты мне дал, с твоими фильмами. И я хочу сказать: ты лучший из нас. И я клянусь, что я добьюсь, чтобы у тебя была своя программа на телевидении».
Надо сказать, что он выполнил свое обещание. Вот тогда мне и позвонила директор программ с телеканала «Россия». Она сказала, что они готовы размещать мои фильмы, но в них есть большой недостаток: половину слов в них она не понимает… И тут я оскорбился. Я сказал, что они не знают русского языка, не знают русского народа. И вообще, их интересы не продвигаются дальше кольцевой дороги. И я не хочу ради московского «суржика» менять родной язык.

Но москвичи ко мне за помощью постоянно обращаются. Регулярно приезжают с разных телеканалов, думают, что легко на раз-два снимут отличный фильм про деревню, про людей в ней живущих. Не получается. Я-то ведь на это дело всю жизнь положил, с этими людьми десятилетиями дружу, о чем ни начну говорить, это все наше, общее. Мы разговариваем, они меня понимают, и я их понимаю. А москвичи себя в этом деле больше любят, а не того, про кого фильм, делать хотят.

В Москве же еще как. Они там сначала создадут какого-то героя несуществующего, а потом придумывают, как его к правде жизни приблизить. Зачем придумывать, когда есть народ живой, интересный с судьбами. Нам все артистов показывают, которым и рассказать нечего. Судьбы деревенских людей много богаче, интереснее историй сегодняшних звезд. Ни на телевидении, ни в газетах про народ, народную жизнь не рассказывают. Это область бытия нашей страны — терра инкогнита.

Татьяна Почтеннова

Фотографии из личного архива Анатолия Ехалова

Загрузить ещё