Растите коммуникабельными и умными
В течение 2018–2019 годов ученые Вологодского научного центра РАН проводили исследования родителей детей в возрасте от 3 до 18 лет. В общей сложности было опрошено 1,5 тысячи родителей из Вологды, Череповца и восьми районов (Бабаевского, Великоустюгского, Междуреченского, Грязовецкого, Кирилловского, Никольского, Тарногского и Шекснинского). В числе прочего ученые выясняли, кто родителям помогает в воспитании детей, от кого они ждут помощи в этом вопросе, и с какими проблемами им приходится сталкиваться.
В числе вопросов, которые задавались родителям, был и вопрос о качествах, которые они в первую очередь хотели бы развить сегодня в своих детях.
— Набор в итоге получился достаточно интересным, — рассказывает корреспонденту информационного сайта ГородВо заведующая отделом исследования уровня и образа жизни населения ВолНЦ РАН Ольга Калачикова. — Преобладают социокультурные качества. Родители хотят вырастить своих детей коммуникабельными, самодостаточными, уверенными, адаптирующимися к условиям жизни. На втором месте назывались интеллектуальные качества. При этом параметры, касающиеся оценки здоровья, упоминались, как ни странно, очень и очень редко. Сегодняшние родители понимают, какого ребенка они хотят воспитать и предпринимают верные шаги для того, чтобы сформировать именно эти качества. Другой вопрос, правильно ли они понимают то, что нужно ребенку.
Верните медиков в школы!
О том, что родители несколько неадекватно представляют, какое здоровье у их детей, говорят и исследования, проводимые Вологодским научным центром РАН совместно с областным департаментом здравоохранения в 2016 году. Как раз тогда были выявлены расхождения между оценками родителей и анализом медицинских карт.
— Порядка 30% опрошенных родителей сказали, что у их детей 1 группа здоровья, хотя на самом деле здоровых детей было меньше — 10%, — рассказывает Ольга Калачикова. — Многие родители, например, считают, что ничего страшного, если есть близорукость, что ребенок с таким диагнозом — это здоровый ребенок.
По мнению ученого, с родителями в плане адекватной оценкой состояния здоровья своих детей надо работать, изменить ситуацию помогло бы, в частности, возвращение в школы медработников.
Что еще исследования показали?
Что касается других выводов ученых, то они следующие. Во-первых, оказалось, что не все родители знают о существующих сегодня мерах социальной поддержки, а если и в курсе, то не знают, как их получить. Во-вторых, есть необходимость развития психолого-педагогической помощи родителям. Взрослые понимают, что у них есть определенные сложности, и они готовы их решать с психологами. В-третьих, у родителей есть осознание, что они уделяют своим детям недостаточно времени. Притом, что при ответе на вопрос, указывается достаточно большое количество времени, которое тратится на воспитание детей — в среднем около четырех часов в день. Но по факту, если говорить не о простом присутствии в комнате, где каждый занят своим делом (в том числе, с телефонами или другими гаджетами), получается значительно меньше.
— В целом исследования показали, что родители адекватно оценивают среду, в которой воспитывают детей. Они видят проблемы, существующие, в том числе, внутри семьи, в функционировании систем здравоохранения, образования, соцзащиты. Люди понимают изменившиеся условия, понимают необходимость поиска своих ресурсов и возможностей, не уповают на то, что кто-то придет и все сделает за них. Сейчас уже нет таких ярко выраженных иждивенческих посылов, что «дайте мне зарплату в 90 тыс. руб. или пособие в 30 тыс. руб.». Средний размер желаемого пособия по уходу за ребенком, например, на уровне прожиточного минимума — около 11 тыс. руб, — отмечает Ольга Калачикова.
Татьяна Почтеннова