Где получить профессию тракториста- машиниста в Вологде?

«ШКОЛА МЕХАНИЗАТОРОВ» готовит специалистов различных профессий для работы в сельском хозяйстве, лесной и строительной отраслях.

Сейчас получить профессию может каждый. Но было время, когда каждый тракторист в совхозе или леспромхозе был на вес золота. Особенно, если такой специалист – женщина.
Традиционно считается, что профессия механизатора – сугубо мужская. И если огромным количеством «автоледи» за рулем легковых машин сейчас никого не удивить, то в представлении большинства – все равно, за рычагами трактора даме не место. Но на то и правила, чтобы были исключения. И бывшая тракторист-машинист сельскохозяйственного кооператива «Верховажский» Галина Житнухина это успешно подтверждает. Галина Геннадьевна несколько лет назад вышла на заслуженный отдых. Но, по ее словам, и сейчас не прочь сесть в кабину МТЗ.


– Галина Геннадьевна, как получилось, что вы связали свою судьбу с этой, прямо скажем, неженской профессией?


– Я в 1971 году закончила школу в Верховажье. И у нас были четырехмесячные курсы трактористов сельхозтехники. До этого я работала на ферме, помогала маме. Меня решили отправить на эти курсы, я их закончила и стала работать трактористом. Тем более, мама не возражала. Обучение прошла и на колесных, и на гусеничных тракторах. Работать начала со знаменитой «сороковки» – Т-40. Затем были Беларусь МТЗ-50, ЮМЗ-6. Есть опыт и на комбайне – когда зерно возила, мужики давали покататься.
Получается, что на тракторах
я уже отъездила 43 года. Первые пару лет было страшновато – справлюсь ли. А потом привыкла. И даже не думала работу менять.

– Кто-то из Ваших подруг-одноклассниц составил компанию в освоении техники?


– Нет. Решилась отучиться только я. Но ни капли не жалею. Освоила не только работу на тракторе, но и ремонт техники. Конечно, поначалу мужчины помогали. Особенно, если запчасти тяжелые. Потом разобралась. Постепенно классность повышала, сначала был третий класс, а потом уже до первого дошла – а это уже возможность работать практически на любой сельхозтехнике.


– Вы за свою карьеру сменили несколько тракторов. Был «любимец»?


– ЮМЗ-6, но он, конечно, тяжеловат. Затем – МТЗ-82, он получше, посовременней. Наверное, все таки МТЗ больше нравился. В основном я работала в животноводстве. Привозила на тракторе корма для животных. Отвозила молоко на маслозавод в прицепе-бочке. На сенокосах сено загребали, прессовали. На полеводстве тоже бывало, где что попросят отвезти, возила. На лесозаготовках доводилось работать. Трактор на селе – рабочая лошадка, везде пригодится.


– Не тяжело было работать в сугубо мужском коллективе? Как складывались отношения с коллегами, что в семье говорили?


– Отношения были хорошие, у меня наставником был Константин Васильевич Шишов. Уже пожилой был, но опытный. Все меня контролировал, учил, подсказывал, навыки передавал. Защищал, если надо было. А так – наравне со всеми работала, никогда не отказывалась от заданий под предлогом, что это «не женское дело». И за пределами работы общались, праздники вместе отмечали. И семья поддерживала. Мама по хозяйству помогала, потом дочка подросла, в школу пошла и стала помогать и со скотом и по дому.


– Вас не сравнивали с известной в советское время трактористкой Пашей Ангелиной (прим. – знаменитая трактористка, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии, депутат Верховного Совета СССР. Создала первую в СССР тракторную бригаду)?


– Бывало говаривали, что я вторая Паша Ангелина. Но серьезно я к таким сравнениям не относилась. Просто работала.


– Раньше считалось, что трактористы не прочь выпить. Мужчины, с которыми вы работали не злоупотребляли горячительными напитками?


– Было, выпивали, но в меру. На работу ходили всегда ко времени. Так - чтобы запой и на работу не ходить, такого не было. Ответственно к работе относились. Бывали отдельные личности, которых увольняли с работы, но это исключения.

– Современная сельхозтехника намного лучше советской?
– Сейчас в технике много электроники. Я так и не поработала на современных тракторах. Но меня вполне устраивали и мои «Белорусы». Техника надежная была, если своевременно следить и обслуживать, то и ремонтировать надо было редко, да и запчасти дольше «ходили»


– Были случаи, когда списывали трактора? Как определяли, что трактор выработал ресурс?


– В первую очередь, смотрели по году выпуска, по времени работы трактора. Если модификация ресурс выработала, списывали. Некоторые на запчасти уходили, реже – на металлолом. Бывало, что списывали трактора, которые еще могли работать. Тогда их продавали, искали покупателей. Так что они еще и в других колхозах работали. Но чаще всего техника работала до полного износа.


– Рабочий день нормированный был или от зари до зари?


– По всякому бывало. Приходилось и подолгу работать, особенно, когда заготовки идут, силосование. С утра на работу, домой днем заедешь, чтобы скотину обрядить и опять за руль до 12 ночи. Но платили нормально. Трактористы хорошую зарплату получали. Хватало на всё. Было почетно работать трактористом.


– Часто ли приходилось работать в экстремальных ситуациях – в сильные морозы, в бездорожье, трактор ремонтировать в полевых условиях?


– В межсезонье, бывало, трактор в грязи забуксует. Сами вытаскивали так: кошели надевали на задние колеса, подкапывали, в раскачку на сцеплении вперед-назад. Если уж не помогало, приходилось на помощь звать. В морозы трактор заводили – от трубы зерносушилки. по которой горячий воздух шел, делали отростки диаметром сантиметров 10, под них ставили трактора и грели двигатель. В радиатор заливали горячую воду из кочегарки. Еще углями разогревали, положишь под картер, масло нагреется и заводишь. А как-то зимой был случай - приехали в лес, пока ходили до делянки, обратно вернулись, а трактор горит, проводку замкнуло. Нас двое было, снегом закидали, потушили. Колеса постоянно приходилось бортировать самостоятельно – и у тракторов, и у телег. Если переднее, так чурку подставляли вместо домкрата, а задние – на прицепной поднимешь, на чурку и бортируешь.


– Если бы вам сейчас снова было 16-17 лет, Вы бы опять выбрали эту профессию?


– Конечно. Я ни о чем не жалею. Всю жизнь на колесах, всю жизнь за рулем. С людьми, опять же, постоянное общение. Я бы и сейчас, в свои 67 лет работала, да говорят, пенсионеры не нужны, жаль.


– А нынешним девушкам посоветовали бы освоить трактор?


– Техника сейчас более современная. Пусть работают у кого есть желание, не боятся. Ничего тяжелого в этом нет.
А получить профессию тракториста-машиниста можно в «ШКОЛА МЕХАНИЗАТОРОВ». Здесь также можно выучиться на машиниста экскаватора, бульдозера, автогрейдера, катка, укладчика асфальтобетона, оператора лесозаготовительной и строительной техники.

 

«ШКОЛА МЕХАНИЗАТОРОВ» ЖДЁТ ВАС!
г. Вологда – 8-931-507-37-69
vk.com/mechanizatory 16+
г. Великий Устюг – 8-921-120-84-87
vk.com/ustugdrivingschool 16+
г. Вытегра – 8-921-052-83-40
Подробнее: www.mechanizatory.ru

Реклама. Рекламодатель ИП Емцов. О.Г. ИНН 352501750978.
Фото: ИП Емцов О. Г. LjN8JvEdN

 

Загрузить ещё